Harley-Davidson Motor Company (по-русски Харли-Дэвидсон, NYSE: HOG, раньше известная как HDI[1]) — американский производитель мотоциклов, базирующийся в городе Милуоки, штат Висконсин. Компания производит и продаёт тяжёлые мотоциклы, предназначенные для езды по шоссе.
Особенность маркетинговой политики Harley — создание сообщества людей, лояльных именно к этой марке. Помимо мотоциклов, компания выпускает множество товаров широкого потребления с эмблемой Harley-Davidson. Одежда, обувь, мебель, посуда, выпускаемые под этой маркой, позволяет создать своеобразный стиль жизни от Харли, который делает мотоцикл по-настоящему культовым. Также каждый владелец любого из мотоциклов Харли имеет возможность вступить в созданное фирмой сообщество владельцев мотоциклов этой марки (H.O.G. — Harley Owners Group). На сегодня H.O.G. — самый многочисленный клуб любителей мотоциклов в мире. В 2008 году компания выкупила у семьи Кастильони 100 % акций компании MV Agusta Group, которая производит мотоциклы под брендами MV Agusta и Cagiva.
История
Компания Harley Davidson была основана в 1903 году двумя друзьями — Уильямом Харли и Артуром Дэвидсоном. 20-летние юноши собрали свой первый мотоцикл в деревянном сарае размером 3 на 4 метра. На двери гвоздем было нацарапано Harley Davidson Motor Company. Первый мотоцикл у молодых предпринимателей купил их друг и одноклассник Генри Майерс, а уже к концу года в Чикаго был открыт первый дилерский салон, в котором продали еще три мотоцикла. Первые Harley-Davidson мало, чем отличались от продукции своих конкурентов. В сущности это был велосипед, оснащённый одноцилиндровым двигателем вращающем заднее колесо посредством кожаного ремня. Велосипедные педали и цепи присутствующие в этой модели, были вспомогательным инструментом для первоначального разгона мотоцикла до скорости, при которой становился возможным запуск двигателя, а так же при подъёме в гору, когда не хватало мощности мотора. Одноцилиндровый, объемом в 165 кубических сантиметров мотор, был похож на остальные существующие мотоциклетные двигатели. Все детали были изготовлены вручную. Этот мотоцикл развивал скорость сопоставимую со скоростью человека при быстрой ходьбе (7-8 км/ч). Второй вариант этого мотоцикла, был собран с более сильным двигателем, который и стал первым мотоциклом для продажи.
Три мотоцикла было сделано в этот год и компания Harley-Davidson открыла первую страницу своей истории.
Производство мотоциклов в 1904 году составило 8 машин, в следующем году 16 и в 1906-возрасло до 50 единиц. К первоначальной окраске исключительно чёрного цвета, добавили серый. Байкеры тех времён, дали кличку своим мотоциклам “серый-тихий-друг”, исключительно из-за низкого шума производимого двигателем и общей цветовой гаммы мотоциклов. Стремление к большим скоростям, подвинуло компанию Harley-Davidson на создания мощного и сильного двигателя, — знаменитого — V-Twin.
Продемонстрировав на выставке 1907 года свою новую модель, Harley-Davidson начала продавать её клиентам в 1908 году. Эта модель была оснащена вакуумными клапанами, с использованием ременной передачи, что было отличительной особенностью Harley-Davidson тех лет.
Сразу же были выявлены дефекты, в результате которых, по прошествии одного года, модель была снята с производства. Но компоновка V-Twin была вновь использована в 1911 году, с добавлением механического (IOE) управления клапанами и использования успокоителя цепи.
Этот момент в истории Harley-Davidson является первой ступенью в рождении легенды.
Развитие технологии стало набирать обороты. В 1912 году Harley-Davidson представила свой первый вариант коробки передач. Механизм цепной передачи был разработан в 1913 году, а 1914 году появилась двухскоростная коробка передач располагающаяся сзади. В этот период компанией Harley-Davidson наравне с двухцилиндровыми, выпускались и одноцилиндровые двигатели.
В середине 1919 года были сделаны малые “V-Twins” с объемом в 578cm/3 с горизонтальным расположением, которые выпускались до 1923 года.
В 1912 году объём двигателей вырос с 812cm/3 до 1000cm/3. А в 1921 году появилась знаменитая “семьдесят четверка” — 1200cm/3. Постоянно осуществляя улучшение в V-Twin двигателях, конструкторы компании не смогли избавиться от основных проблем присущих этому мотору, так как по-прежнему, при открытых клапанах последние постоянно засорялись, быстро изнашивались, были трудны в эксплуатации и обслуживании.
В это время конкуренты Harley-Davidson — “Indian Motorcycle Company” выпускали “V”-образные двигателя с плоской головкой цилиндров. Теоретически эта конструкция была менее эффективна, но инженеры довели её до совершенства, получив максимально возможную мощность, и легкость в обслуживании. Руководство компании Harley-Davidson пришло к выводу, что наступило время, когда им необходимо создать свой индивидуальный класс V-образных моторов с продольным расположением. Первый образец, которого появился на улицах городов в последние дни второго десятилетия.
1929-1935
У первых мотоциклов Harley-Davidson с двигателем Flathead V-twin суммарный объёмом составлял 730cm/3. Этим мотором была укомплектована модель D, которая успешно конкурировала с Indian Scout и зарекомендовал себя высококачественным двигателем имевшим долгую жизнь вплоть до 1973 года. Он был использован на разных моделях: трёхколёсном Servi Car, военном WLA в сороковые, гоночном WR в пятидесятые годы и тд.
Так же были сделаны Flathead V-twin с объемом в 1200cm/3 и 1300cm/3. Но они просуществовали не продолжительное время и не обладали надёжностью присущей 730cm/3 моторам. Flathead моторы комплектовались клапанами с боковым расположением (side-valves), имели меньший КПД, чем двигатели с верхним расположением клапанов или гибрида Flathead (F-head intake over exhaust) у которого только впускные клапана располагали сверху. Но классический Flathead оказался намного легче в обслуживание и смог конкурировать с изделиями Indian Motorcycle Company. Инженерные таблицы расчета мощности убедительно показывают, что наибольшая отдача у Flathead, по сравнению с F-head, происходила при высоких оборотах двигателя из за его легкого веса и шла потеря при низких.
К сожалению Flathead появился за пару месяцев до “черного понедельника” 29 октября 1929 года, когда началась Великая Депрессия. В это время продажа Harley-Davidson упала более чем вдвое, но компания сумела выстоять, тогда как многие другие разорились. В середине 30-х годов, когда экономика стабилизировалась, Harley-Davidson имела выигрышную позицию — большой спрос при практически полном отсутствии предложения. До 1929 года компания концентрировалась на выпуске V-twin моторов. Во времена Депрессии Harley-Davidson начал разработки одноцилиндровых моторов нового поколения. Вместе с тем и Big-twin не были забыты. В конце 1935 года, к 1200cm/3 моторам добавили 1300cm/3 вариант.
Ведущие разработчики компании Harley-Davidson склонялись к мнению, что мотоциклетный мир стоит на пороге появления двигателей нового поколения и разработка принципиально другого мотора началась в 1931 году. Этот процесс занял немногим более пяти лет, но рожденный в результате этих долгих разработок Panhead показал себя с наилучшей стороны. Вместе с тем, и Flathead, не был заброшен. Harley-Davidson продолжал его выпуск для комплектации Servi Car вплоть до 1973 года.
1936-1947
Через непродолжительное время после начала выпуска V-Twin мотора с открытыми клапанами Harley-Davidson приступил к разработке двигателя с верхним расположением клапанов. В новом моторе не было революционных преобразований, кроме самой компоновки клапанов (хотя в одноцилиндровых моторах такое конструктивное решение уже использовалась). Единственным новшеством можно назвать разработку нового корпуса двигателя и новой системой смазки, хотя, как нужно отметить, корпус получился негерметичным и масло постоянно вытекало.
Размер нового мотора был 1200cm/3 против стандартного для тех времён — 1300 кубового, а 1000cm/3 двигатель был изготовлен в 1935 году. В силу своего нового конструкторского решения, новый двигатель развивал большую мощность. Данные инженеров компании показывали, что стандартная “семидесяти четверка”(1200cm/3) развивала 30 л/с, а в результате увеличения компрессии, до 36 л/с. В то же время это было меньше, чем 40 л/с присущих нового мотору. Оригинальное название нового мотора — 640HV, байкеры же тех времён, назвали их “Knucklehead”, так как визуально они были похожи на первые две косточки сжатого кулака. Мотоциклы, оснащённые двигателями V-twin были объеденины в серию-E. Моторы серии-E имели 6,5:1 компрессию и давали 37 л/с. Серия EL при мощности в 40л/с имела компрессию 7:1.
Кроме нового OHV мотора серия E — имела два новшества — четырёхскоростную коробку передач и знаменитую, привычную для нас сейчас, доску приборов, размещаемую на бензобаке.
В 1941 году большие 1200 кубовые моторы появились в серии-F. В скоре после этого компания отказалась продолжать выпуск Flathead моторов с объемом в 1300cm/3, в то же время 1200 кубовые моторы продержались до 1948 года.
Вторая мировая война вызвала появление нового 730cm/3 мотора с оригинальной компоновкой двигателя, у которого цилиндры при горизонтальном расположении были ориентированны в противоположные стороны. Эта модель предназначалась для езды по бездорожью и пескам, была укомплектована карданным валом и защитными дисками колес. В заводской терминологии модель имела индекс “WLA”, и была расстиражированна по заказу американской армии в количестве 88 тысяч машин. Эта же модель при другом, большем объеме двигателя получилась не такая же удачная. При выпуске всего 1000 шт. ни одна из них не попала в армию.
Так вышло, что модель Knucklehead продержалась на рынке 12 лет, из них больший кусок времени пришёлся на войну, но влияние этого мотора на последующие, инженерные разработки, несоизмеримо с количеством сделанных мотоциклов в этот период. Они сформировали базу для последующих BigV-Twin моторов.
1948-1965
Инженеры компании Harley-Davidson продолжали усиленно работать над Knucklehead даже во время второй мировой войны. Конструкторы изменили конфигурацию мотора, с добавлением гидравлического толкателя клапанов, что дало возможность избавится от постоянных регулировок зазоров. Благодаря алюминиевому корпусу двигателя, увеличилась теплоотдача мотора, и он стал меньше нагреваться. Новые крышки цилиндров имели вид перевернутой сковородки, за что байкеры прозвали его Panhead. Эта модель появилась в 1948 году и открыла новую эру в истории Harley-Davidson. В следующем году выходит модель Hydra-Glide, оснащенная передний вилкой с телескопическим амортизатором.
В течение последующих лет изменения были не столь значительны. В 1952 году происходит “мини-революция” в компоновке Big-twin — ручное сцепление и ножное переключение передач. Как любое новшество, эта модификация в компоновке, потребовала время для привыкания, но к середине десятилетия байкеры освоились с нововведением.
Главное событие 1953 года не имело ни чего общего с механическими преобразованиями или дизайнерскими разработками. Пятидесятилетний конкурент Harley-Davidson — компания Indian Motorcycle Company прекратила своё существование. IMC не обладала значительной финансовой мощью, и когда в Америке появились иностранные мотоциклы, это столкнуло компанию в финансовую пропасть. Тем ни менее, Harley-Davidson испытывал множество проблем в области сбыта продукции из за обострившейся конкуренции с японскими и европейскими мотоциклетными компаниями. Решением становится выпуск серии условно маленьких моделей, например таких как одноцилиндровый, двухтактный S-125, выпускавшейся до конца 50-х годов с незначительными изменениями.
К этому периоду, так же следует отнести замену 730cm/3 из серии W на серию К. В 1952 году изменения в Flathead V-Twin связаны с объединением в едином корпусе коробки передач и двигателя, и новой системы подвески. В 1955 году 730cm/3 Flathead увеличивает объем до 883cm/3, и через три года эволюционирует в спортивную модель XLCH.
Harley-Davidson празднует свою 50-ю годовщину, выпуская модели 1954 года в юбилейном дизайне. Почему 1954 год, а не 1953 до сих пор остается загадкой. Все последующие годовщины, за точку отсчета, берут 1903 год. В 1958 году Harley-Davidson переименовывает Hydra-Glide в Duo-Glide. И далее до 1965 года сколь ни будь значительных преобразований не было, кроме появления модели оснащенной электростартером и названной Electro-Glide. Кстати, эта модель выпускается и сегодня как большой мотоцикл для туризма.
1966-1983
При комплектации электростартером, с увеличенным по ёмкости аккумулятором, и полным комплектом декоративных элементов Electro Glide весил около 363 килограммов. Что не могло не сказаться на скоростных характеристиках мотоцикла. Конструкторы Harley-Davidson принимают решение добавить мощность двигателей Big-twin, путем увеличения хода поршня на 10%. Крышки цилиндров, у новых моторов, получились похожими на перевернутую совковую лопату, из-за чего и были прозваны (все мотоциклы этого модельного ряда) — Shovelhead. Чем то этот двигатель напоминал Sportster десятилетней давности.
Ни кто не мог предвидеть, что последующие 18 лет компания Harley-Davidson будет испытывать огромные трудности и проблемы.
После начала продажи акций в 1965 году Harley-Davidson оказалась втянутой в тяжёлую борьбу с иностранными производителями. Прибыль стремительно падала, и финансовая картина компании выглядела очень и очень плохо. Руководство Harley-Davidson начало искать корпоративных покупателей и стремится к соединению с другой фирмой.
В январе 1969 года компания American Machine and Foundry (AMF) покупает контрольный пакет акций Harley-Davidson, и становится фактическим хозяином ведущей мотоциклетной фирмы мира. Новые владельцы компании видят будущее мотоциклетной индустрии в развитии гаммы малых мотоциклов, и совместно с итальянской компанией Aermacchi выпускают одноцилиндровый, с четырехтактным двигателем объемом в 250cm/3, мотоцикл Sprint. Чуть позднее появляется двухтактный. Эти мотоциклы не имели ни чего общего с Harley-Davidson кроме имени. Но тем ни менее они порядочно подпортили репутацию классических харлеев. Дополнительно к этому Harley-Davidson стал терять рынок Big-twin и Sportster. К середине 70х годов обе модели были в неравном положении по сравнению с японскими конкурентами, которые оказались несколько лучше, и значительно дешевле. Немного позднее уровень продаж Sportster увеличился, но качество и цена по-прежнему были не на высоте. Тоже можно сказать и по поводу Big-twin.
И все же, не смотря на все эти трудности, в истории Harley-Davidson были и хорошие моменты. В 1971 году выпущен FX Super Glide. Главным конструктором и дизайнером которого, был Вилли Девидсон — внук одного из основателей компании. Это был первый мотоцикл, который фабрика изготовила на заказ. Хотя эта модель не стала очень популярной, тем ни менее именно на базе Super Glide, Harley-Davidson разрабатывает свои последующие, неповторимые мотоциклы.
В результате развития конструкторской мысли и дизайнерских разработок, на протяжении всех семидесятых годов, стало ясно, что под руководством AMF компания движется в ложном направлении. Совет директоров Harley-Davidson выступает с предложением к фирме AMF, об обратном выкупе контрольного пакета. Что и происходит в июне 1981 года.
Harley-Davidson опять становится самостоятельной.
Возвратный путь к статусу доминирующей компании на рынке качественных и неповторимых мотоциклов был не легок, но это стремление Harley-Davidson поддержали все работники, дилера, байкеры…
1984-2002
После того как директора Harley-Davidson выкупили контрольный пакет акций у компании AMF, появилось много новшест: ременная передача первая (от мотора к коробке) и вторая (от коробки к заднему колесу), новая компоновка мотора, пяти скоростная коробка передач. Всё это предлагалось за дополнительную плату. В 1983 году на модели FXRS появилась новая вилка “anti-deve”.
Мотоцикл Sportster XR-1000 оснастили двухкамерным карбюратором.
В 1984 году появляется “Evolution V2″ с алюминиевой головкой. Мотор по-прежнему имел 1300cm/3 объём, но с большей компрессией, и он работал на обычном бензине без свинцовых добавок. В процессе последующего усовершенствования мотора, инженеры и конструктора добились искомого результата; тихий, мощный и более надёжный двигатель. Байкеры прозвали мотор “Blockhead”.
Но не все мотоциклы этого года оснащались моторами Evolution, на мотоциклы Elictra-Glide устанавливались старые Shovelhead. С новым мотором появилось новое, так называемое “мокрое сцепление”, которое позволяло более мягко переключать скорости. Так же появилась новая система задней подвески, давшая мотоциклу необычно мягкое движение. К этому же периоду относится появление варианта рамы, который предлагается и в настоящие время. Новшества мотора Evolution были так же использованы на V-twin моторах, которыми комплектовали Sportster. Эти изменения стали самыми большими, в серии Sportster V-twin начиная с 1957 года. Двигатели делали с объемом в 883см/3 и 1100 см/3, а в 1988 году появился мотор с объёмом в 1200 см/3. С появлением мотора Evolution Harley-Davidson сделал много мотоциклов по индивидуальному заказу. Хороший пример тому модель FLSTF Fat-Boy, а также юбилейные модели выпущенные к 85, 90, и 95 годовщине. Harley-Davidson занимает завидную позицию в мире бизнеса: спрос намного превышает предложение, что постоянно повышает цену продукции и ценных корпоративных бумаг.
Мотоциклы Harley-Davidson
Модельный ряд Harley-Davidson составляют несколько семейств: Sportster, V-Rod, Softail, Touring и Dyna. Все мотоциклы построены по единой конструктивной схеме: V-образный мотор установлен в стальную дуплексную раму, привод заднего колеса — зубчатым ремнем.
Сегодня Harley-Davidson предлагает широкий спектр моделей мотоциклов практически на любой вкус. Но, несмотря на кажущуюся сложность, разобраться в огромном спектре моделей мотоциклов Harley-Davidson весьма просто — буквенные обозначения “Харлеев” очень просто расшифровываются и могут подробно рассказать о соответствующей модели.
Так в производственной линии “Harley-Davidson” присутствует три основные группы моделей (различающихся по типу двигателя), это: XL- Sportster, VRSC и Big Twin.
На базе этих групп формируется пять семейств моделей мотоциклов:
SPORTSTER
- XL-Experimental Lightweight;
- C-Custom;
- R-Roadster;
- L-Low.
Это наиболее многочисленное семейство мотоциклов является и самым доступным по цене, причем не лишено и спортивных амбиций. В техническом плане оно отличается от «классических» H-D моноблочной конструкцией силового агрегата, а также узкой, компактной рамой, обеспечивающей лучшую маневренность, чем у “больших машин”. Мотоциклы этой серии комплектуются двигателями объемом 883 и 1200 см3 выполненными в блоке с пятиступенчатой коробкой передач. С момента своего появления (в 1957 году) серия Sportster остается одной из самых популярных во всей гамме Harley-Davidson.
Harley-Davidson семейства Sportster — это самые легкие в управлении мотоциклы и доступные по цене мотоциклы, которые однако в полной мере отражают дух Harley-Davidson.
Первый мотоцикл серии Sportster появился в 1957 году как спортивная версия Harley-Davidson. Но и дойдя до наших дней, семейство Sportster сохранило частичку своего спортивного характера. Небольшой собственный вес, не слишком большие габариты, проверенный временем двигатель Evolution объемом 883 или 1200 см3 — вот козыри XL Sportster.
Многие элементы Harley-Davidson Sportster уже стали мотоциклетной классикой. Например, специфический бензобак этих мотоциклов (”Sporty”) — стал незаменим для создателей радикальных чопперов, а спортивный прямой руль получил название “drag-bar”. Из спортивного прошлого пришли и короткие крылья, и приборы на руле — все это признаки славного происхождения мотоцикла Harley-Davidson Sportster.
Но нынешний Sportster более спокойный — он идеален для поездок в городской толчее или с друзьями в выходные по ночным клубам. Для базовой модели XL883 SPORTSTER 883 характерны одноместное седло, низкий «дрегстерный» руль, спицованные колеса, приближенная к классической посадка водителя. Модификации XL883L SPORTSTER 883 LOW и XL1200L SPORTSTER 1200 LOW отличаются уменьшенной высотой седла. Версия XL883R SPORTSTER 883 ROADSTER выполнена в стиле аппарата для популярных в США гонок по земляным трекам, поэтому детали, блестящие на других моделях, окрашены в черный цвет. Для мотоциклов-кастомов Harley-Davidson XL883C SPORTSTER 883 CUSTOM и HarleyDavidson XL1200C SPORTSTER 1200 CUSTOM характерны низкая посадка водителя, высокий руль, бензобак увеличенной до 17 л емкости, вынесенные вперед подножки. Версию XL1200R SPORTSTER 1200 ROADSTER — «спортивную» модификацию — от базовой модели отличают 1200-кубовый двигатель повышенной мощности, усиленный двухдисковый тормоз переднего колеса, широкий полированный руль, тахометр.
DYNA
- F-Big Twin;
- X-переднее колесо 19” или 21”, подножки;
- D-DYNA;
- C-Custom;
- X-Sport;
- L-Low;
- WG-Wide Glide
Базовая модель семейства — HarleyDavidson FXDB DYNA STREET BOB — имеет минималистский дизайн, характерный для классических «бобберов» 50-х годов ХХ века, когда с мотоцикла стремились снять все лишнее. Изящные штрихи — умеренно высокий руль, одноместное седло, классический бензобак «капелькой», массивное заднее крыло. Еще одна стилистическая особенность: спидометр мотоцикла смонтирован на бензобаке. Выполненный в стиле «long & low» («длинный и низкий») мотоцикл Harley-Davidson FXDC DYNA SUPER GLIDE CUSTOM отличается множеством хромированных деталей. На бензобаке размещена консоль, куда вставлены спидометр и замок зажигания. Телескопическая вилка с несущими трубами диаметром 49 мм установлена под углом 29°. Облик версии FXDL DYNA LOW RIDER определяют малая высота седла, умеренный вынос подножек вперед, низкий руль. Заводской кастом HarleyDavidson FXDWG DYNA WIDE GLIDE воплощает в себе черты классического чоппера: высокий «рогатый» руль, узкое переднее колесо и широкое заднее, ступенчатое седло и вынесенные вперед водительские подножки. Имя семейства мотоциклов Harley-Davidson Dyna Glide уже говорит о их характерных чертах: Dyna — динамичный и Glide — комфортный. Задняя часть мотоциклов Dyna Glide вполне традиционна — маятник на двух хромированных пружинах/амортизаторах и привод колеса через ремень, армированный кевларом. Мотоциклы семейства Dyna Glide легки в управлении как в плотном городском потоке, так и на шоссе.
Наиболее характерная особенность мотоциклов Harley-Davidson семейства Dyna Glide — подвеска двигателя на резиновых сайлент-блоках, значительно снижающих уровень вибрации.
Модель FXD Dyna Super Glide оснащена просторным двухуровневым седлом и бензобаком со встроенной комбинацией приборов. К 2000 году она получила новый низкий руль в дрегстерном стиле. Позднее модель FXDX Dyna Super Glide Sport вновь была серьезно модернизирована. Она получила телескопическую вилку картриджного типа с регулировкой гидравлического сопротивления, регулируемые газонаполненные амортизаторы задней подвески, шины с более мягкой “спортивной” композицией. Мотоцикл FXDL — Dyna Low Rider отличается очень низкой посадкой и большим вылетом переднего колеса. Наиболее ярко стиль чоппер выражен в модели FXDWG — Dyna Wide Glide, у которой увеличен угол наклона передней вилки, установлены огромное переднее колесо диаметром 21 дюйм и очень стильное заднее крыло.
SOFTAIL
- F-Big Twin;
- X-переднее колесо 19” или 21”, тонкие перья вилки, подножки;
- L-переднее колесо 16 ”, вилка в стиле Touring (толстые перья), площадки для ног;
- ST-Softail;
- B-Night Train;
- F-Fat Boy;
- N-Deluxe;
- D-Deuce;
- SC-Springer Classic;
- C-Classic.
Отличительная черта этого семейства — задняя подвеска, стилизованная под «жесткую», с искусно спрятанными под двигателем горизонтальными амортизаторами и треугольным маятником. Классическую «чопперную» тему воплощает в себе мотоцикл Harley-Davidson FXSTC SOFTRAIL CUSTOM: высокий руль, бензобак «капелькой», двухуровневое седло со спинкой, заднее крыло «рыбкой», узкое переднее колесо большого диаметра, а также широченная задняя шина. Передняя вилка установлена с большим наклоном, подножки водителя вынесены вперед. Мотоциклы Harley-Davidson семейства Softtail это, пожалуй, самые традиционные и классические мотоциклы легендарной американской марки. Название Softail это семейство получило благодаря оригинальной кантилеверной задней подвеске (”softail”, в переводе — “мягкий зад”). Применение этой подвески освобождает заднюю часть мотоцикла от “лишних деталей” и придает ей чистые классические очертания.
Подвеска Softtail стилизована под жесткую раму Harley-Davidson 30-40-х годов (так называемый, “hard tail”), а амортизаторы спрятаны под коробкой передач (снизу). Двигатель Twin Cam 96В, в модификации с балансировочными валами для снижения нежелательных вибраций, жестко привинчен к раме, что дает возможность мотоциклисту чувствовать мотоцикл. Базовая модель FXST Softail Standard имеет спицованные колеса, седло с ярко выраженной “ступенькой” и широкий руль. Некоторые модели семейства (Fat Boy, Deuce, Softail Classic) оснащаются двигателем Twin Cam 96B с электронным впрыском топлива. Новое поколение этой системы оснащено функцией защиты двигателя от перегрева.
Модель FXSTD Softail Deuce соединяет в себе черты, присущие чопперам и круизерам. Переднее спицованное колесо сочетается со сплошным задним, обутым в широкую шину. Все мотоциклы Harley-Davidson Softtail оснащаются педалями/подножками водителя вынесенными вперед, что обеспечивает расслабленную и комфортную посадку за рулем в стиле чоппер/круизер. Семейство Softail — это настоящий символ американского мотоциклетного стиля. Одна из самых популярных машин — Harley-Davidson FLSTF FAT BOY — существенно модернизирована, причем дело не ограничилось установкой двигателя Twin Cam 96B и шестиступенчатой коробки передач.
Модель FLSTF Fat Boy оснащена сплошными колесами без спиц. Так, колеса у «Толстяка» теперь не сплошные, а с «простреленными» (bullet-hole) отверстиями. Сзади установлена шина шириной 200 мм. Часть проводки спрятана внутри низкого и широкого руля, а для водителя и пассажира предусмотрено новое двухместное седло. Экстравагантной рычажной вилкой (которую устанавливали на Springer до 1949 года) комплектуется Harley-Davidson FLSTSC SOFTRAIL SPRINGER CLASSIC. У мотоцикла FXSTS Springer Softail не только задняя, но и передняя подвеска — совершенно невероятного вида рычажная вилка, выполнены в стиле 30-х годов. Модель FLSTN SOFTRAIL DELUXE оборудована другой ностальгической передней вилкой — телескопической, в кожухах. Машину отличают также низкая посадка водителя, шины с белыми боковинами.
Другая версия Harley-Davidson FXSTB NIGHT TRAIN выделяется стильным низким рулем, зауженным сзади седлом, “дрегстерного” типа, дисковым задним колесом, выкрашенным в черный цвет двигателем.
Мотоцикл FLSTC Heritage Softail Classic стилизован в духе круизеров начала 50-х годов. В частности, его передняя вилка с металлическими хромированными кожухами и огромной фарой скопированы с бестселлера тех годов — мотоцикла Harley-Davidson Hydra Glide. В комплектацию этой модели входят ветровое стекло, боковые кожаные сумки и спинка для пассажира.
TOURING
- F-Big Twin;
- L-переднее колесо 16”, вилка в стиле Touring (толстые перья), площадки для ног;
- H-Tourer(Highway);
- R-Road King;
- T-Tour Pack;
- S-Custom;
- C-Classic;
- U-Ultra.
Машины этого «туристского» семейства, образованного сериями King и Electro Glide, предназначены для дальних поездок по хорошим дорогам и оборудованы мощным (650 Вт) генератором, большим ветровым стеклом, боковыми кофрами. Модель FLHT ELECTRO GLIDE STANDART оснащена обтекателем, запираемыми багажными кофрами, задней подвеской с пневморегулировкой. Модификация FLHTCU ULTRA CLASSIC ELECTRO GLIDE может комплектоваться музыкальной системой Harmann/ Kardon, СВ-радиостанцией, интеркомом, круиз-контролем, задним кофром со спинкой, обтекатель — с регулируемой вентиляцией. Направление «дрессер» («раздетый») представляет мотоцикл Harley-Davidson FLHX STREET GLIDE, у которого есть все для путешествий, но ничего лишнего. На формирование облика мотоцикла «работают» обтекатель, компактное седло малой (668 мм) высоты, обтекаемые багажные кофры. В оснащение входят задняя подвеска с пневмоподкачкой и «продвинутая» аудиосистема. Одна из самых популярных моделей — FLHR ROAD KING — сочетает в себе ностальгические мотивы во внешности и приспособленность к дальним вояжам. Задняя подвеска — с пневморегулировкой. Разновидностями этого «Короля Дорог» стали Harley-Davidson FLHRS ROAD KING CUSTOM в стиле «калифорнийский пляж» и Harley-Davidson FLHRC ROAD KING CLASSIC с улучшенной отделкой кофров, системой круиз-контроля и шинами с белыми боковинами. Мотоциклы Harley-Davidson семейства Touring — идеальный выбор для путешествий. Все мотоциклы серии Touring оснащены тяговитыми и надежными двигателями Twin Cam объемом 1584 cм³, который монтируется на мощной раме через сайлент-блоки (резиновые подушки). А рама опирается на колеса через мягкую, но энергоемкую пневматическую подвеску.
Такой тяжелый мотоцикл как Touring нуждается в высокоэффективном торможении, что и гарантируют три четырех-поршневых тормозных скобы (две — спереди, одна — сзади). Каждый мотоцикл семейства Touring уже в базовой комплектации приспособлен к длительным поездкам на дальние расстояния: кофры, противотуманные фары, дуги безопасности, ветровое стекло и глубокие крылья подчеркивают предназначение байка.
Одна из самых популярных моделей Harley-Davidson серии Touring — мотоцикл FLHR — Road King, оснащенный ветровым стеклом и боковыми багажными кофрами. Глубокое переднее крыло и массивная телескопическая вилка выполнены “в стиле 50-х”.
Модификация FLHRC — Road King Classic отличается боковыми кофрами, обтянутыми кожей.
Мотоцикл FLHT — Electra Glide Standard — прямой наследник славного имени, впервые появившегося еще в 1965 году. Он оснащен ветровым щитком с комбинацией из трех фар и боковыми багажными кофрами.
Модель FLHTCU Electra Glide Ultra Classic отличается богатым оснащением. В ее комплектацию входят верхний кофр со спинкой пассажира, обилие контрольных приборов, цифровые часы, стереомагнитола, СВ-радиостанция, интерком и электронный “круиз-контроль”.
VRSC
- V-V-Twin;
- R-Racing;
- S-Street;
- C-Custom;
A-A Series;
- R-Roadster;
- D-Dragster;
- W-Wide;
- X-Special или Limited Edition
Мотоцикл Harley-Davidson VRSCA V-Rod получил высокую оценку массмедиа и всего мотоциклетного сообщества. Что вполне ожидаемо — невозможно не восхититься его стремительным силуэтом, изогнутой выхлопной трубой, колесами с тонкостенными алюминиевыми литыми дисками и новыми тормозами Brembo.
Обратите внимание на вилку дрэгстерного типа, наклоненную под углом 34°, посеребренную раму, изготовленную методом гидроформинга, и 180-ти миллиметровую шину заднего колеса. На выбор предлагается 11 вариантов окраски Harley-Davidson VRSCA — но это, вероятно, “совершенно бесполезная опция” — на дороге, в любом случае, будет мелькать только блестящее пятно. Просто потому, что двигатель V-Twin Revolution с жидкостным охлаждением и углом развала цилиндров 60° выдает 115 лошадиных сил и огромный крутящий момент. Мотоцикл Harley-Davidson нового века — это дрэг-круизер из серии VRSC. Дебют первого мотоцикла Harley-Davidson семейства VRSC состоялся в 2001 году и стал одним из главных событий в мотоциклетном мире. V-Rod, первенец модельного ряда Harley-Davidson VRSC — он и был удостоен множества призов и титулов и призов. Уникальная внешность VRSC создана практически без использования пластика — в отделке V-Rod только металлические детали: аллюминий, сталь и хром. V-образные моторы мотоциклов V-Rod внешне похожи на прочую продукцию Harley-Davidson, но внутри кардинально отличаются системой жидкостного охлаждения, двумя распределительными валами и четырьмя клапанами в каждой головке цилиндра. Мощная дуплексная рама Harley-Davidson VRSCAW V-ROD выполнена в лучших дрегстерных традициях, маятник задней подвески изготовлен из алюминиевого сплава. Колеса — дисковые, тормоза — Brembo с четырехпоршневыми скобами, причем спереди — по два диска. Модель VRSCD NIGHT ROD завоевала и популярность среди покупателей, и признание знатоков: авторитетное английское издание Motor Cycle News назвало ее лучшим круизером 2006 года. Новое «специальное» исполнение Harley-Davidson VRSCDX NIGHT ROD SPECIAL отличается от базовой версии задней шиной увеличенной ширины, а также элементами декора. Кроме того, если базовое исполнение можно заказать в черной, синей или желтой окраске, то для «специального» доступна лишь черная версия. Еще одна модель семейства — Harley-Davidson VRSCR STREET ROD — самая легкая (280 кг), с перевернутой передней вилкой. Специально подготовленные версии семейства VRSC успешно выступают в чемпионате США по дрег-рейсингу в категории Pro Stock. Поэтому, вдохновившись победами, к сезону 2007 года корпорация Harley-Davidson подготовила модель Harley-Davidson VRSCX с «мотивами» спортивного аппарата.
Так же общие дополнительные литеры в обозначении модели:
- I — наличие электронной системы впрыска топлива
- SE — ограниченная серия в исполнении Screamin’ Eagle
Таким образом можно читать информацию о мотоцикле из индекса модели, например: FLHTCUI — ULTRA CLASSIC ELECTRA GLIDE это: мотоцикл с двигателем Big Twin объемом 1450 или 1584 cм³, с толстой вилкой в стиле Туринг, площадкой для ног, мотоцикл из семейства Touring c Tour Pack(верхний жесткий кофр) в исполнении Classic Ultra, Инжектор.
Самый роскошный турер в производственной программе американской компании (и абсолютный лидер по длине названия) Harley-Davidson FLHTCUSE SCREAMIN’ EAGLE ULTRA CLASSIC ELECTRA GLIDE подготовлен тюнинговым отделением Screamin’ Eagle. Машина оснащена двигателем Twin Cam 110 рабочим объемом 1804 см3 и шестиступенчатой коробкой передач, центральный замок для багажных кофров, который запирается ключом с центральной консоли. Седла и спинка для пассажира обтянуты натуральной кожей. В оснащение входят акустическая и навигационная система и подогрев рукояток руля.
Модель FLHRSE SCREAMIN’ EAGLE ROAD KING создана на основе круизера FLHR Road King и отличается от него двигателем, а также более высоким уровнем оснащения. Так, седла обтянуты натуральной кожей, а в окраске использован мотив языков пламени. Хромированные колеса Road Winder выкованы из алюминиевого сплава, спинки сиденья регулируемые. В 2007 модельном году планируется изготовить 3500 мотоциклов этой модели.
Как и другие образцы продукции тюнингового отделения Screamin’ Eagle, мотоцикл Harley-Davidson FXSTSSE SCREAMIN’ EAGLE SOFTAIL SPRINGER оснащен двигателем Twin Cam 110 и шестиступенчатой коробкой передач. Примечательная особенность — рычажная вилка Springer, воспроизводящая тот узел, что применялся на мотоциклах Harley-Davidson в 20– 30-е годы прошлого века. Машина отличается очень высоким уровнем оснащения и отделки: специальная двухцветная раскраска, седло из натуральной кожи двух сортов, множество хромированных деталей. Еще одна особенность, выделяющая мотоцикл из других моделей семейства Softail, — кованые алюминиевые 10-спицевые колеса.
Главное новшество — новый двигатель Twin Cam 96, который устанавливается на мотоциклы семейств Dyna, Touring и Softail. По сравнению с предшественником — мотором Twin Cam 88 — он прибавил в рабочем объеме с 1449 до 1584 см3, стал мощнее на 15%, а крутящий момент вырос до 123 Н•м при 3400 об/мин. Заново спроектированы коленчатый вал и картерные детали, поршни и шатуны стали легче, чем в прежнем двигателе. В систему смазки включен масляный радиатор. Для Европы и некоторых других стран, где действуют жесткие нормы уровня шума, применена система управляемого впуска, подключающая дополнительные звукоулавливающие контуры на малых оборотах коленчатого вала. Перемены коснулись и трансмиссии: установлен автоматический натяжитель цепи моторной передачи, а новая шестиступенчатая коробка передач Cruise Drive применяется на мотоциклах семейств Softail и Touring. На мотоциклы тюнингового ателье Screaming’ Eagle устанавливают 1804-кубовые моторы, а на всех версиях Sportster используется впрыск топлива.
Расшифровка кодов моделей
Первая буква
Первая буква указывает на модель двигателя
- G — Трайк c большим багажником, выпускавшийся с 1932 по 1972 г.
- E — Верхнеклапанный «биг твин» объемом 61″ куб. (раздельные двигатель и трансмиссия)
- F — Верхнеклапанный “биг твин” объемом 74,80″ куб. или 88″ куб.
- FL — Двигатель объемом от 80″ куб. до 88″ куб. с широкой передней покрышкой
- K — Двигатель с боковым расположением клапанов объемом 45«2 и 55»2. Спортивная версия, пришедшая на смену модели WL в 1953 году. В 1957 г. она была вытеснена моделью Sportster, которая унаследовала многие черты K-серии.
- U — “Биг твин” с боковым расположением клапанов объемом 74″ куб. или 80″ куб.
- V — Двигатель с боковым расположением клапанов объемом 74″ куб. Модель выпускалась до 1936 г.
- W — Двигатель с боковым расположением клапанов объемом 45″ куб. Модель выпускалась с 1934 по 1952 г.
- X — «Спортивная» или «специальная» конструкция двигателя. Применялась с 1918 по 1922 годы на модели Sport с оппозитной “двойкой”, в 1944 г. на военной версии и с 1957 г. по настоящее время — на моделях Sportster.
Вторая буква
Вторая буква обозначает конструкцию передней части:
- X — Узкая передняя покрышка и спортивная вилка
- L — Широкая передняя покрышка и передняя вилка “Hydra-Glide”.
Примечание: код FX изначально обозначал модель «Factory Experimental», то есть “заводская экспериментальная”. Первой такой моделью была Super Glide FX.
Третья буква
Третья буква различает модели по типу рамы
- D — Рама «Dyna», двигатель крепится на резиновых подушках.
- HT — Рама «Highway Touring», буквально “для дальних путешествий по шоссе”
- ST — Рама «Softail®»
Последующие буквы
Последующие буквы различают модели в пределах семейства:
- A — Военная или «армейская» (Army) версия, кроме модели GA, которая являлась модификацией трайк-модели без фаркопа.
- B — Наличие электростартера (Battery start) у ранних моделей, ременной привод (Belt drive) в 80-е, или черный окрас (Black) в 1995-1996 г. у модели Bad Boy
- C — Также имеет несколько значений: “классика” (Classic), “соревнование” (Competition), “кастом” (Custom) и др.
- D — Рама последнего поколения с оригинальным решением крепления двигателя
- DG — Модель “Disc Glide” с характерным диском заднего колеса
- E — Электростартер (Electric start)
- F — Переключение передач с помощью ноги (Foot shift) — этот код применялся в то время, когда на мотоциклах было распространено переключение передач рукой, с помощью рычага рядом с топливным баком. Сегодня эта буква используется для модели «Fat Boy®»
- H — Модель с высокой мощностью (High performance) или для суровых условий эксплуатации (Heavy duty).
- I — Инжекторная система подачи топлива (Fuel Injection).
- L — Широкая и толстая передняя покрышка.
- LR — Модель с низкой посадкой (Low Rider). Не смотря на наличие спецкода, редко используется у моделей Low Rider.
- N — Версия для любителей старины (Nostalgia)
- P — Полицейская версия (Police)
- R — В некоторых моделях обозначает крепление двигателя на резиновых подушках (rubber), в других обозначает принадлежность к гоночному классу (racing).
- ST — Фирменная рама Softail®
- S — Пружинная вилка-”спрингер” (Springer)
- S — без последующей буквы T: спортивная версия (Sports)
- T — Модель для путешествий (Touring)
- WG — Модель “Wide Glide”
- X — Sportster или модель с похожей вилкой и узкой задней покрышкой.
Ранние обозначения
- X — Модель «Sportster». Наследник серии K, выпускавшейся в 1952-1956 гг.
- XL — Серия, запущенная в 1957 г., отличительная особенность которой — единый корпус двигателя и трансмиссии.
- L — Серия с высоким показателем компрессии (7.5:1), запущена в 1957
- H — High Power или High Compression. Началась с 1958 г. с модели XLH с показателем компрессии 9:1. Также известна как Hot (“горячая”).
- C — Competition. Запущена в 1958 г. с модели XLCH. Серия для соревнований.
- CR — Cafe racer.
- LT — Touring. Туринговая версия, с большим баком, сиденьем повышенной комфортности и жесткими кофрами.