ЧАО «Киевский мотоциклетный завод»является единственным на Украине предприятием по производству мотоциклов тяжёлого класса. Также в разные годы завод выпускал небольшими сериями автомобильную технику.
История завода
Киевский мотоциклетный завод был создан на основании Постановления Совета народных комиссаров СССР № 2435—652 от 21 сентября 1945 года и приказа Народного Комиссара среднего машиностроения СССР за № 362/С от 26 сентября 1945 года на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 в Шевченковском районе города Киева по улице Кагатная, 8 (в настоящее время улица Семьи Хохловых).
Автобронетанковые мастерские стали основанием и базой для создания Киевского мотоциклетного завода. В 1932 году на территории и в производственных корпусах завода размещались автобронетанковые мастерские Киевского военного округа. С октября 1945 года до конца марта 1953 года завод был подчинён Главному Управлению мотоциклетной и велосипедной промышленности (Главмотовелопром).
Первая модель мотоцикла К-1Б «Киевлянин» была изготовлена по документации и на оборудовании полученном по репарации из Германии. Там он назывался Wanderer-1Sp («Странник»). Первоначально двигатель для «Киевлянина» получали по кооперации, но уже с 1947 года завод начал серийный выпуск мотоциклов К-1Б с двигателем собственного производства.
В конце 1946 года на базе уже находившегося в производстве К-1Б начали изготавливать первую советскую мотоколяску для инвалидов К-1В.
С 1947 года началась разработка трехколесного мотоцикла, предприятие развернуло работу по строительству производственных цехов и сооружений литейного и заготовительного цехов.
В 1949 году на завод приехало 100 специалистов из ликвидированного Горьковского мотоциклетного завода, началась подготовка к выпуску мотоциклов тяжёлого класса М-72.
С конца марта 1953 года до середины 1953 года завод подчинялся Первому Главному Управлению мотоциклетной промышленности Министерства машиностроения СССР.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1954 года, на базе предприятий Министерства машиностроения СССР образовалось Министерство автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, к которому к июлю 1957 года был подчинён Киевский мотоциклетный завод.
С 1956 года на заводе разработали и начали выпускать новую, более усовершенствованную модель К-750. За период с 1955 года по 1970 год выпуск мотоциклов составлял 45-50 тыс. шт. в год.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР с 1957 года № 556 и приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 14 июня 1957 года № 136, завод передан в Управление машиностроительной промышленности Совета Народного хозяйства Киевского экономического административного района Украинской ССР.
В 1959—1962 гг. на заводе велись работы по созданию развозных микрогрузовиков для народного хозяйства. В 1959 г. был построен первый образец КМЗ-1 «Киев». Грузовик получил двухцилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения от мотоцикла К-750 (26 л.с.), который поместили под грузовой платформой, четырёхступенчатую коробку передач и привод на задние односкатные колёса. В 1960 г. была выпущена серия автомобилей КМЗ-3 «Киев», у которых двигатель от мотоцикла К-750 (26 л.с.) был размещён «классически» — спереди под коротким капотом. Кабина — двухместная алюминиевая. Грузовая платформа — деревянная. Тормоза и рулевой механизм были позаимствованы от легкового автомобиля ЗАЗ-965. Следом, в 1961 г., был выпущен развозной фургон КМЗ-4 «Киев», который отличался от КМЗ-3 только цельнометаллическим кузовом. Завершил серию микрогрузовиков в 1962 г. фургон КМЗ-5 «Киев», имевший упрощённую конструкцию и минимальный вес (525 кг). Машина была сделана с расчётом на эксплуатацию в армии. Однако, запускать микрогрузовики в крупную серию было признано нецелесообразным.
На основании Постановления Киевского Совнархоза № 49 от апреля 1963 года Киевский мотоциклетный завод передан из Управления машиностроительной промышленности в Управление автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения Киевского Совнархоза.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12 октября 1965 года № 755, Киевский мотоциклетный завод передан в связи с ликвидацией Киевского Совнархоза из Управления автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения Киевского Совнархоза по производству мотоциклов и велосипедов в Министерство автомобильной промышленности СССР.
С 1972 года освоен выпуск мотоциклов МТ-9, МТ-10 с новой коробкой передач, задним ходом.
С 1976 года в Киеве началось усовершенствование эскортной техники, а в 1978 году была изготовлена первая партия из 25 специальных эскортных мотоциклов для Правительства СССР. Высокие технические характеристики удовлетворили требовательного заказчика. Двигатель мощностью 50 л.с., на специальных шинах, такой мотоцикл мог даже зимой по скользкой дороге уверенно ехать на скорости до 130 км/ч и имел электрозапуск, который разрешал проблему заведения мотора при температуре −40 °С. Такую партию отправили в Москву в 1983 году. Министевство обороны СССР поручило «Ижмашу» сделать технику такого класса и в России. Но эта попытка успеха не имела. Большой опыт и умение киевских конструкторов так и остались непревзойдённым и продолжали отвечать высоким требованиям Кремля, которые возрастали с каждым годом.
В 1989 году была изготовлена последняя партия этой наиболее совершенной техники.
В 1991 году на Киевском мотозаводе была выпущена первая партия одиночек класса 650 см3.
Частное акционерное общество «Киевский мотоциклетный завод» основано согласно решению Министерства машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Украины № 1720 от 26 декабря 1994 года согласно Указу Президента Украины № 210/93 «О корпоратизации предприятий» от 15 июня 1993 года. Зарегистрировано Шевченковской районной государственной администрацией г. Киева 12 января 1995 года № свидетельства 00231314.
ЧАО «Киевский мотоциклетный завод» является единственным на Украине предприятием по производству мотоциклов тяжелого класса.
ЧАО «Киевский мотоциклетный завод» имеет механически-сборочное производство мототехники с законченным циклом и содержит в себе все стадии по изготовлению и сборке готовой продукции, контроля за её качеством, транспортировке на всех этапах производственного процесса, организацию и обеспечение обслуживания рабочих мест и участков, технической подготовки производства.
Завод сегодня
Мотоциклы «Днепр» постоянно совершенствуются, сейчас существует 16 модификаций этого мотоцикла. Разработан модернизованный двигатель, пятиступенчатая коробка передач, дисковые тормоза и прочее. Разработаны новые модели мотоциклов «Чоппер», которые пользуются спросом среди молодёжи, трёхколесный грузовой трицикл «Днепр-300» и трайк «Днепр-303». На базе трёхколесного мотоцикла с кузовом начат выпуск специализированных мотоциклов для нужд коммунальных служб, торговли, фермерских хозяйств, лесничеств и др. С целью улучшения потребительских качеств мотоцикла начата разработка новых моделей агрегата с электрозапуском, бесконтактной системой зажигания. Это приблизит мотоцикл «Днепр» к требованиям мировых рынков. На данное время предприятие освоило выпуск новой продукции — прицепы к автомобилям различных модификаций, кузова фургонов, спецавтомобили «Конвой-1» и «Фургон-3», прицепы для транспортировки водной техники, экспериментирует с концептами миниавтомобилей.
Сегодня на предприятии работает линия по производству декоративно-художественного стекла.