Фристайл мотокросс или, как многие называют эту дисциплину в России, «мотофристайл» (Freestyle Motocross, сокращенно FMX) – один из самых зрелищных и экстремальных видов современного мотоспорта, который появился на свет благодаря неимоверным усилиям и огромному опыту профессиональных кроссменов. Без мотокросса – не было бы и фристайла, но, обо всём по порядку. В данной статье речь пойдет о возникновении и развитии этой, захватывающей дух, дисциплины.
Действительно, изначально никто не воспринимал всерьез идею о том, что выполнение трюков «на забаву публики» способно стать самостоятельной спортивной дисциплиной. Однако, уже в 1980-х годах спортсмены, принимавшие участие в наиболее зрелищной на тот момент дисциплине – суперкроссе, старались всячески разнообразить своё выступление, чтобы лишний раз порадовать болельщиков и сорвать овации «приветственным жестом руки» во время финального прыжка под взмахи клетчатых флагов маршалов.
К слову, первым в арсенале трюков стал «Whip» – «хлыст», который выполнил профессиональный американский кроссмен Гай Купер в 1985 году на финишном трамплине одной из гонок серии AMA Supercross, вызвав бурю эмоций у присутствующих зрителей и остальных участников заезда.
Суть трюка заключалась в развороте мотоцикла больше, чем на 90 градусов, т.е. «боком», к пиковой точке полета, благодаря смещению положения тела на вылете и усиленной работы газом в полете, с возвратом в исходное положение к моменту приземления.
Выполнение различных «базовых» трюков во время заездов суперкросса стало весьма популярным явлением и своего рода «отправной точкой» для развития мотофристайла, как отдельной спортивной дисциплины.
Сейчас крайне сложно определить, кто первым отделил «воздушную акробатику на мотоцикле» от классических гоночных заездов, но с уверенностью можно сказать, что формирование дисциплины мотофристайла – заслуга американских спортсменов. Помимо профессиональных гонщиков, которые оставили классический мотокросс во 2-й половине 90-х годов ради развития новой дисциплины, на формирование фристайл движения повлияли американские каскадеры-трюкачи «летающие дьяволы», в числе которых был легендарный Ивел Нивел, совершивший уйму невероятных прыжков. Однако эти прыжки были достаточно простыми, без трюков, и выполнялись с целью покорения новых дистанций. С другой стороны – этот опыт оказался бесценным для будущих поколений фристайлеров, которые производили расчеты дистанций и траекторий прыжков по «наработкам» Нивела, что существенно снизило риски фатальных ошибок при покорении новых трамплинов.
В конце 90-х сформировалась методология судейства для проведения соревнований в набирающей популярность дисциплине, которая представляла собой «формулу пяти канонов мотофристайла» – техничности, сложности, зрелищности, разнообразия и реакции зрителей.
Каждый из этих пунктов по сей день влияет на оценку судий и общий результат выступления конкретного спортсмена. Благодаря усилиям, разрозненных на тот момент, энтузиастов и появлению четкой системы оценки выступлений, локальные шоу переросли в национальные соревнования, в которых одновременно принимали участие от 15 и более спортсменов.
Развитие технологий привело к разработке и массовому использованию искусственных железных вылетов – «рамп», с четкими характеристиками. Спортсмены получили возможность регулировать угол вылета и дистанцию полета, а также точно рассчитывать скорость и точку приземления.
Зимой 1998 года в Сан-Диего команда спортсменов-энтузиастов провела показательное выступление на ежегодном фестивале экстремальных видов спорта X-Games, это шоу вызвало массовый интерес к новому направлению среди спортсменов и зрителей, а также стало знаковым событием для формирования мотофристайла, как самостоятельной дисциплины. В том же году, спустя пару месяцев, была организована Международная Ассоциация Фристайл Мотокросса (IFMA), её основными задачами стали: признание FMX в широких кругах, как самостоятельной спортивной дисциплины и «подготовка почвы» для проведения официальных международных чемпионатов.
Благодаря действиям Ассоциации с 1999 года фристайл мотокросс закрепился, как обязательная часть различных национальных и международных экстремальных спортивных соревнований, таких как X-Games, Gravity Games, LG Action Sports, а чуть позднее появились узкоспециализированные контесты по мотофристайлу – Dew Tour и Red Bull X-Fighters.
Растущей с каждым годом Ассоциации IFMA потребовалось целых 5 лет, чтобы убедить Международную Мотоциклетную Федерацию (FIM) включить мотофристайл в список признанных дисциплин мотоспорта. В 2005 году фристайл мотокросс вошел в каталог, как официальная дисциплина, а в 2006 году на ежегодных соревнованиях Night Of The Jumps был проведен первый Мировой Чемпионат по Фристайл Мотокроссу, в котором приняли участие ведущие райдеры из различных стран мира.
В наше время проводится бесчисленное количество различных «demo-шоу» (показательные выступления, demo – сокращение от demonstration), а также локальных и международных соревнований. Но по-прежнему статус наиболее значимых мероприятий для профессиональных спортсменов и зрителей принадлежит: Night Of The Jumps (соревнования, обладающие статусом Чемпионата Мира по FMX), Red Bull X-Fighters World Tour (соревнования с мощной шоу-составляющей в формате ежегодного мирового тура, получившие неофициальный статус «гладиаторских боев современности») и, конечно же, соревнования с наиболее богатой историей, стоящие у самых истоков зарождения дисциплины FMX – X-Games.
Появление и развитие трюков в мотофристайле.
Как уже известно нашим читателям, первые простейшие, они же «базовые», трюки исполнялись райдерами еще до официального признания FMX, как отдельной дисциплины, на различных соревнованиях по суперкроссу и даже классическому мотокроссу. Стоит отметить, что в наши дни крайне редко случается такое, что спортсмены во время классической кроссовой гонки обходятся без выполнения зрелищных «випов» или приветственных взмахов руками – эти элементы стали вполне обыденными и, безусловно, добавляют зрелищности серьезным спортивным состязаниям.
В данный момент ассортимент трюков профессиональных fmx-райдеров весьма обширен и включает в себя различные элементы воздушной акробатики, которые условно можно поделить на три категории – «базовые», «средней сложности» и «продвинутые». Большинство трюков подразумевают обязательное смещение положения тела и/или конечностей спортсмена относительно мотоцикла с полным или частичным отрывом от корпуса байка.
Также, в связи с высокой интенсивностью развития дисциплины и постоянным ростом разнообразия выполняемых трюков, большой популярностью стали пользоваться различные связки, когда спортсмен выполняет несколько трюковых элементов за один прыжок.
Такие связки активно используются профессионалами во время выступлений на Чемпионате Мира и прочих знаковых соревнованиях, где судьи высоко оценивают сложность и разнообразие трюковых комбинаций. Однако, как и на самой заре развития FMX, в наше время «визитной карточкой» в мир профессионального фристайл мотокросса является трюк «Backflip» (обратное сальто), впервые выполненное на кроссовом мотоцикле в 2000 году. До сих пор данный трюк считается одним из наиболее сложных элементов фристайла, освоение которого открывает для райдера доступ к безграничному числу различных комбинаций и трюковых связок, выполняемых вместе с бэкфлипом.
Кто «пишет историю» фристайл мотокросса?
В историю мотофристайла навеки вписаны имена великих кроссменов, стоявших у истоков FMX движения в Штатах, таких спортсменов, как Майк Джонс, Джереми МакГраф, Браен Диган, Майк Метцгер, Нейт Адамс, Тревис Пастрана и многих других. И, хотя почти все вышеперечисленные спортсмены уже давно не выступают, редко можно встретить человека, увлеченного мотоспортом, который никогда не слышал этих имен. Следующее поколение FMX-райдеров стало интернациональным, например, первым официальным Чемпионом Мира по FMX стал Мэт Рибо из Швейцарии, затем большую популярность и множество наград получил норвежец Айло Гауп, непревзойденным рекордсменом (совершившим самые безумные прыжки) по сей день является австралиец Робби Мэддисон и т.д.
Наконец современное поколение FMX представило миру отечественных спортсменов. Одними из первых были братья Ярыгины – Владимир (сделавший первый бэкфлип на кроссовом мотоцикле в России) и Михаил (обладатель первого места на Чемпионате мира 2012 в категории «Whip Contest»), а также их друг и коллега – Николай Иванков, которые вместе представляют самую сильную из профессиональных FMX-команд в России – «FERZ».
Широкую известность получил отечественный спортсмен из Коломны – Алексей Колесников (первый райдер в России, сделавший бэкфлип на дистанции в 21 метр) и его команда «FMX 13», включающая в себя Алексея Айсина, Кирилла Гаврилова и Антона Смирнова. Сам Алексей постоянно тренируется со своими зарубежными коллегами и обладает очень высоким уровнем мастерства, зачастую превосходящим опыт американских и европейских спортсменов.
Постепенно снискивает популярность у зрителей команда Павла Антонова «MadMen», в которую также входят Сергей Степаненко, Александр Кудрявцев, Валерий Хуцишвили и Евгений Козинченко. Этот молодой коллектив существует чуть больше года, но парни уже показали достойный уровень на отечественной FMX-арене.
Насколько опасен мотофристайл?
Безусловно, фристайл мотокросс – достаточно травмоопасная дисциплина мотоспорта, однако по статистике – серьезные травмы намного чаще случаются в классическом мотокроссе. Наиболее распространенным заблуждением среди кроссменов (особенно среди любителей) является мнение, что «мотофристайл равносилен суициду». Однако, благодаря популяризации фристайл дисциплины в нашей стране, постепенно этот миф потерял силу и с каждым годом число спортсменов, приходящих в FMX стало увеличиваться.
В отличие от классического кросса, где присутствует уйма факторов, которые способствуют получению различных травм, во фристайле можно выделить лишь три основные причины падений и травм – ошибка спортсмена, неисправность техники (как мотоцикла, так и рампы) и плохие климатические условия (сильный порывистый ветер, дождь, снег и т.д.).
Однако последний пункт легко исключается, если речь идет о тренировках в хорошую погоду или выступлениях в закрытых помещениях.
Всех трех пунктов легко избежать, если «всё делать с головой» – прогрессировать постепенно и спрашивать совета опытных райдеров, следить и регулярно обслуживать технику, а также выбирать оптимальные погодные условия для тренировок. Больше, начинающим спортсменам, опасаться нечего. Во фристайле вылеты и приземления трамплинов не изменят форму и не обрастут глубокими колеями, как это случается во время кроссовых гонок. Никто не толкнет в полете и не выбьет из седла на приземлении – вы здесь «один на один» с рампой и никакого «спортивного контакта» не случится. Покрышки не забьются грязью и вы не будете поскальзываться при разгоне и т.д.
Фристайл – это аккуратность, точность и расчетливость вкупе с методичным подходом к тренировкам и последующим выступлениям. Здесь нет места кроссовому азарту и агрессивной борьбе, спортсмен должен быть максимально спокоен, собран и сконцентрирован на достижении поставленных целей, даже во время участия на серьезных соревнованиях.
Отвечая на главный вопрос «опасен ли FMX?» – можно с уверенностью сказать, что фристайл не опаснее других дисциплин мотоспорта, а главную роль в обеспечении безопасности играет личное отношение и общая подготовка конкретного спортсмена.
Мотоциклы для мотофристайла.
Для занятия фристайл мотокроссом используются классические кроссовые мотоциклы, которые подвергают специальному «тюнингу». Чаще всего используются модели с наиболее мощными двигателями – 2-х тактные с объемом в 250 куб. см. и 4-х тактные с объемом в 450 куб. см., но встречаются и исключения, когда спортсмены используют меньшую или наоборот большую кубатуру.
К тюнингу относятся такие элементы, как более жесткая подвеска, специальный руль с высоким подъемом, дополнительные ручки «флип-леверсы», низкое седло с тонким слоем поролона, специальные прорези в заднем боковом пластике, наждачная самоклеющаяся бумага на перьях вилки и раме и т.д.
Жесткая подвеска позволяет с относительным комфортом прыгать на большие дистанции с высокой амплитудой, и в меньшей степени опасаться жестких приземлений в случае недолета или перелета оптимальной зоны приземления. Высокий руль повышает управляемость мотоцикла в момент прохождения рампы перед прыжком, а также позволяет совершать различные трюки, например «шаолинь», когда райдер пропускает ноги между рук над рулем и, разведя их в стороны, фактически садится на переднее крыло мотоцикла. Низкое седло нужно для комфортного переноса ног над байком, без опасности зацепиться за мотоцикл, например при трюке «канкан». А в купе с прорезями в задних боковинах пластика райдер может совершать трюки с захватом седла, например «супермен-ситгрэб» или «индиан-эйр». Наждачная бумага на перьях вилки и раме повышает зацеп за поверхность байка при выполнении таких трюков, как «клиффхэнгер» и «Капитан Морган» соответственно. Флип-леверсы на руле нужны в первую очередь для выполнения сложных связок с бэкфлипом, когда райдер при вращении сальто упирается в них предплечьями и тем самым получает возможность вернуть ноги на подножки даже при полете вниз головой.
Помимо стандартного тюнинга, многие спортсмены прибегают к различному визуальному оформлению своих байков, чтобы выглядеть максимально ярко во время шоу или на соревнованиях. Для визуального оформления используется неоновая подсветка колес, рамы и пластика, яркие виниловые наклейки с разнообразной графикой, специальная покраска различных частей мотоцикла в яркие цвета, например рамы, маятника, колес и передней вилки.
Также, благодаря развитию технологий, ежегодно появляются новые элементы и приспособления для тюнинга FMX байков, которые облегчают спортсменам способы выполнения различных трюков, а также позволяют сделать облик мотоцикла более запоминающимся для зрителей и судий.
Помимо «классической» кроссовой техники от известных производителей – KTM, Honda, Kawasaki, Yamaha и Suzuki, начали появляться узкоспециализированные мотоциклы, разработанные специально для фристайл дисциплины. Одним из первых байков стал UNIT Skycraft, чья рама полностью выполнена из карбонового волокна, благодаря чему байк обладает рекордно низким весом, что должно крайне положительно сказаться на выносливости спортсмена при выполнении различных трюков. Однако, данный байк, как и прочие аналоги, являются прототипами. И в данный момент эти мотоциклы еще не запущены в массовое производство. С другой стороны – прогресс не стоит на месте и, не смотря на недоработки и конструктивные минусы прототипов, можно с уверенностью сказать, что, как и в любом другом виде спорта, в мотофристайле со временем появится узкоспециализированная техника для выполнения трюков.
Важные даты в истории мотофристайла.
1998 год – основание Ассоциации IFMA и первое FMX-шоу в Лас-Вегасе.
2000 год – первый в мире бэкфлип выполнен райдером Кэри Хартом.
2003-2005 года – активное развитие дисциплины и открытие множества новых трюков.
2006 год – Трэвис Пастрана выполняет первый в мире двойной бэкфлип.
2007 год – в России сразу два райдера выполнили бэкфлип – В. Ярыгин и А. Колесников.
2008 год – в Москве проходит международный контест «FMX Masters» с 14-ю проф. райдерами.
2009 год – Чарльз Паже выполняет фронтфлип (сальто вперед).