В России на законодательном уровне может появиться список оснований и условий для применения комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. Использование дорожных камер могут ограничить примерно через год. Сейчас комитет Госдумы по транспорту подготовил соответствующий законопроект, сообщает «Коммерсантъ».
Общественная палата провела круглый стол по обсуждению законодательного регулирования использования дорожных камер. Представитель Минтранса Роман Кильдюшкин в ходе мероприятия упомянул про доработанный законопроект, который изначально, на этапе первого чтения в парламенте в 2018 году, вводил для регионов обязанность проводить аудит безопасности движения дорог для снижения аварийности. Документ, рассказал Кильдюшкин, ко второму чтению дополнился рядом новелл. Представитель Минтранса обрисовал их в общих чертах: планируется внести перечень мест для установки камер, описать процедуру их размещения, наделить правительство РФ правом установить требования к камерам.
Так, в законе «Об автодорогах и дорожной деятельности» появится новая глава с подробным описанием требований к дорожным камерам, их размещению и применению. В законе впервые закрепят закрытый перечень случаев, когда камеру разрешено устанавливать и выносить с ее помощью штрафы. Приборы разрешат ставить в точках, определенных по итогам аудита безопасности движения, а также на аварийно-опасных участках дорог. Вне зависимости от уровня аварийности комплексы можно будет использовать на «выделенках», перекрестках, в местах ведения дорожных работ, в зонах запрета стоянки машин, на пешеходных переходах.
Передвижные камеры разрешат устанавливать на строго ограниченный срок — до «прекращения обстоятельств, послуживших причиной для их использования» (то есть, к примеру, до окончания дорожных работ или до ликвидации очага аварийности). Также вводится запрет на «перемещение» передвижных камер с мест их установки в процессе работы: если место с координатами согласовано, то «тренога» сможет работать только в этой точке.
Вводится порядок согласования установки камер по правилу трех подписей — согласие должен дать владелец дороги, региональный минтранс (или местный комитет по транспорту) и ГИБДД. Ужесточаются правила для установления зоны контроля камер: в населенном пункте она будет начинаться не раньше, чем через 100 м после въезда в него. Сегодня камера может контролировать нарушителей сразу при пересечении границы города или поселка.
Эти правила вступят в силу, согласно документу, 1 марта 2023 года. С этого времени все новые камеры будут размещаться в соответствии с введенными правилами. Места дислокации ранее установленных комплексов (сейчас их более 20 тыс.) в течение года потребуется «подтвердить» аудитом безопасности движения или одобрением со стороны ГИБДД. В противном случае комплексы отключат. Порядок этой процедуры тоже подробно опишут в законе.