Sokół 1000 ( CWS M111 ) — мотоцикл , выпускавшийся в Варшаве . Centralne Warsztaty Samochodowe (Центральными автомобильными мастерскими) для гражданского и военного применения. В стандартной комплектации использовался с боковым прицепом.
Выпуск модели начался в 1933 году и завершился с началом Второй мировой войны в 1939 году. Всего было произведено более 3400 экземпляров.
В 1918 году перед созданной Польской республикой стала одна из проблем – отсутствие однотипных мотоциклов, для нужд гражданского населения и для применения в армии.
В Первую мировую войну применение мотоциклов доказало их незаменимость особенно в разведке, связи и транспортных подразделениях. Важным моментом для мотоцикла военного назначения было наличие бокового прицепа на который можно было поставить лафет для пулемёта.
До 1927 года Польская армия использовала мотоциклы марки B.S.A, Triumph , Harley Davidson и Indian . После 1927 году командованием армии было принято решение проектировать новый тяжёлый мотоцикл.
Уже в 1932 году около 200 мотоциклов CWS M55, с коляской сошли с конвейера. В основу CWS M55 был использован Harley-Davidson, а двигатель копия Индиан. Отсутствие опыта польских инженеров- конструкторов в строительстве мотоциклов повлияло на эту модель – она оказалась не надёжной.
С начала 1931 года Центральные автомобильные мастерские начали разработку совершенно нового тяжёлого мотоцикла. Работа проводилась под руководством главного конструктора Зигмунда Околува. Основной задачей стала разработка надёжного, удобного, простого в обслуживании мотоцикла, длЯ эксплуатации в жестких условиях.
Мотоцикл получил название CWS M 111. Тяжёлый, дорогой, а по меркам времени – устаревшей. Цена на гражданскую версию мотоцикла в 1935 году была примерно 800 долларов США , что соответствовало стоимости автомобиля тех времён.
В 1936 году мотоцикла был назван «Sokół 1000 М 111» – это был маркетинговый ход для привлечения покупателей.
С 1933 году по 1939 год все детали мотоцикла (порядка 95 %) производились в Польше. Завод «Урсус» под Варшавой производил двигатели и использовал только импортные подшипники качения.
Все детали будущего мотоцикла проходили жесткий контроль качества, а все выпущенные модели проходили дорожные испытания . Именно такой подход сделал «Sokół 1000 М 111» мотоциклом высокого качества.
Единственной серьёзной доработкой мотоцикла Sokół 1000 было создание прототипа трицикла Sokół M121, с приводом на колесо бокового прицепа.
Главным достоинством Sokół 1000 считают его долговечность и высокая по тем меркам скорость. Так же к достоинствам можно отнести и качественную, мягкую подвеску и хорошую управляемость мотоциклом.
Главные минусы : цена, вес и большой расход бензина.
В гражданской версии Sokół 1000 использовался польской полицией и почтовой службой.
Военная версия применялась в войсках связи , разведке, бронетанковых войсках.