Сегодня поговорим об очередном двухколесном экспонате музея «Легенды СССР».
Марку и модель этого мотоцикла я так и не смог определить, хотя его назначение предельно понятно — он создан для гонок по льду и грязи, которые называются спидвей.
Вот только оказалось, что этот мотоцикл не похож ни на один из тех, что использовались во времена Советского Союза.
Поэтому если вы знаете, что за техника перед нами, напишите в комментариях.
А я давайте вам для начала расскажу о том, что же такое вообще спидвей. В этом виде мотогонок, название которого произошло от английского Speedway, гонщики на мотоциклах соревнуются на овальных треках протяженностью от 260 до 400 метров.
Часто для этого используют самые обычные стадионы. Покрытие либо гаревое, либо ледяное.
От 4 до 6 участников выстраиваются на одной линии и стартуют одновременно. Побеждает тот, кто пересекает финишную черту первым.
Спидвей отличается зрелищностью и динамичностью. Заезд длится обычно лишь 4 круга, а значит вы просто не успеете заскучать.
Скорость в спидвее меньше, чем в кольцевых мотогонках — средняя скорость на круге 70—80 км/ч, на прямых участках — до 110 км/ч.
А еще тут очень часто случаются падения, особенно если речь идет о ледовом спидвее.
Этот спорт был особенно популярен в СССР, однако после распада страны мотоспорт постепенно начал загибаться.
У мотоциклов спидвея было несколько интересных особенностей. Например, покрышки для ледовых покрытий имели длиннющие шипы, которые часто сильно повреждали ноги гонщиков при падении.
Или, что совершенно дико, полное отсутствие тормозов. Посмотрите внимательнее на переднее или заднее колеса. Вы не увидите тормозных дисков.
Вы также не найдете ручку для привода тормозов на руле. Выражение «тормоза придумали трусы» идеально описывает гонщиков спидвея.
Двигатели гоночных мотоциклов из спидвея работают на метаноле. Крошечного бака достаточно, чтобы проехать лишь 8 кругов.
Но это более чем достаточно, учитывая короткую протяженность гонки.
Посмотрите на головку цилиндра необычной округлой формы. Видели когда-нибудь нечто подобное?
Еще одной интересной особенностью спидвея является необычная техника прохождения поворотов.
Если вы посмотрите на то, как расположен глушитель, то поймете, что он установлен очень низко. Как же поворачивать?
Ну, во-первых, поворачивать надо только налево, ведь гонки всегда проходят против часовой стрелки.
А во-вторых, для поворота нужно пустить мотоцикл в занос (да-да, звучит и выглядит очень дико), и контролировать его при помощи газа и своей правой ноги.
В общем, крайне любопытная техника. Но что же за мотоцикл перед нами? Определить точно мне не удалось.
На одном из сайтов, занимающихся продажей фотографий, я нашел снимок этого мотоцикла, который подписан как «Мотоцикл CZ».
Правда мой дальнейший поиск хотя бы какой-то информации зашел в тупик.
Могу лишь предположить, что это Jawa-CZ, который был модифицирован уже в СССР (или в России).
Почему я думаю, что к нему приложили руки наши мотогонщики? А вы посмотрите внимательнее на фотографию ниже.
Видите небольшую коробочку квадратной формы, на которой написано КЭТ-1А?
Это электронный коммутатор зажигания, который использовался на мотоциклах… «Минск» и «Восход».
Вот такой любопытный мотоцикл, о котором, к сожалению, мне ничего конкретного неизвестно.
А спидвей, кстати, потихоньку возрождается в России. Наши гонщики уже много лет участвуют в международных соревнованиях.
Может и в России этот необычный вид спорта когда-нибудь станет популярен.