Спидвей : Развитие спидвея

Этот великолепный, эмоциональный вид мотоциклетного спорта с первых же дней своего становления навсегда захватил в плен сердца тех, кто любит скорость, риск и наивысшее спортивное мастерство. Среди них, и главные действующие лица — отважные гонщики, самоотверженно сражающиеся за победу в каждом заезде, и многочисленные зрители, заполняющие и в зной, и дождь трибуны мототреков.
Спидвей отличается от других видов спорта тем, что возникнув, он развивался с фантастической быстротой и в короткое время охватил практически все уголки планеты Земля. Когда и где появился этот увлекательнейший вид спорта? Различные источники сообщают, что уже в начале ХХ века в разных странах пытались проводить мотогонки на коротких дорожках с твердым и мягким покрытием. Например, такие соревнования состоялись в 1907 году в Питермарицбурге (ЮАР).

В конце первого десятилетия ХХ века в США были очень популярны сначала гонки на деревянных треках, а затем, после того как несколько мотоциклов упали с трека в публику, — на ипподромах длиной от 880 ярдов до 1 мили (около 800-1600 метров), которые получили название «д¦р-трек» (dirt-track). В 1913 году соревнования на д¦р-треке начали проводить и в Канаде. Но все же, официальным годом рождения спидвея принято считать 1923-й. И вот почему.

В том году в австралийском местечке Вест-Майтланд, расположенном близ Сиднея, появился некий Джон Хоскинс. Ему шел 31-й год и он безуспешно пытался найти работу. По рекомендации старых друзей Хоскинс устроился работать секретарем в сельскохозяйственное объединение. Его служебная деятельность была связана с разъездами, и для этой цели Хоскинс получил в свое распоряжение мотоцикл, который сразу же ему понравился и сыграл решающую роль в его дальнейшей жизни.

В Вест-Майтланде не было более удобного места для скоростной езды на мотоцикле, чем конный ипподром, где шефы сельскохозяйственного объединения устраивали скачки. Их организаторы никогда не задумывались на тем, что дорожка ипподрома может быть местом проведения более увлекательного зрелища, нежели конные соревнования. Зато такая идея пришла к Джону Хоскинсу. Благодаря энтузиазму и настойчивости ему удалось организовать группу единомышленников, верящих в успех мотогонок.

В один из воскресных дней они устроили пробные заезды. Рев мощных моторов заглушил звуки органа в церкви, расположенной недалеко от ипподрома, в которой время проходило богослужение, и толпы людей ринулись на ипподром. Джон Хоскинс думал, что его разорвут, но зрелище понравилось, и ему поручили к ежегодному дню конных соревнований 15 декабря 1923 года организовать и мотогонки. Выступать на ипподроме длиной 1/3 мили (около 536 м) согласилось 60 гонщиков, в каждом заезде стартовало по шесть гонщиков. Успех соревнований, названных «спидвейными гонками» (которое вскоре сократили до одного слова — «спидвей»), к радости энтузиастов-организаторов, превзошел все ожидания. Эту дату принято считать днем рождения спидвея. Специфика гонок постепенно привела к созданию правил их проведения, не говоря уже о совершенствовании приемов управления мотоциклом. Естественно, что в начале тут не все было гладко. А у организаторов первых гонок не обошлось без серьезных волнений. Например, единственным условием гонок было запрещение гонщикам снимать ноги с подножек. Сейчас об этом можно говорить с улыбкой, а тогда это привело к серьезным переживаниям и организаторов, и гонщиков, и зрителей. Уже в первом же заезде шесть его участников почти одновременно влетели в первый поворот, наклонили свои мотоциклы и… все шесть упали! Можно представить себе переживания зрителей и инициаторов гонок. К счастью, все обошлось благополучно — гонщики встали и вмешательства врачей не потребовалось. Причиной этого группового падения стали левые подножки: на повороте они воткнулись в трек и мотоциклы перевернулись.

После этого было принято решение: снять подножки с левой стороны мотоцикла, а действие левой ноги гонщика не контролировать. Вполне естественно, что на повороте они стала оттягиваться назад или скользить по грунту. Это, в свою очередь, привело к появлению на левой ноге гонщика стального башмака с гладкой подошвой. Возникло два стиля езды на поворотах: с левой ногой, оттянутой назад (способ «лег трейлинг») и с левой ногой, выдвинутой вперед и скользящей по грунту (способ «фут форверт»). Тем более, все чаще организаторы начали применять более твердые, чем травянной дерн, покрытия: песок, шлак, а то и просто — землю. Словом, с первых же дней своей летописи спидвей начал бурно совершенствоваться и завоевывать популярность. Начали проводиться соревнования в Аделаиде, Перте и Сиднее. В числе участников этих гонок оказались и спортсмены, уроженцы Англии, которые впоследствии занесли «спидвейный вирус» и на Британские острова. Первая гонка в Англии состоялась 19 февраля 1928 года на треке «Кингс Оук» в Хай Бич недалеко от Эппинга (30 миль на юг от Лондона). На следующий день одна из ведущих английских газет «Дейли миррор» под шапкой «Первый взгляд Англии на высший спорт Австралии» поместила на титульной странице огромный снимок с «Кингс Оук» с эффектным падением австралийца Билли Галловея, оттеснив в нижний левый угол истинную сенсацию тех дней: установление во Флориде капитаном Малкольмом Кэмпбеллом мировой скорости автомобиля — 332,992 км/ч. Бесспорно, этот репортаж, который прочитали свыше 32 тысяч человек, оказал решающее значение в распространении спидвея на Британских островах: через год в Англии насчитывалось уже более 60-и треков. Правда, в отличии от Австралии, наибольшую популярность на Британских островах получили в первую очередь соревнования команд и поединки двух гонщиков. В 1929 году в Англии впервые в мире появилась командная лига. А через год на стадионе «Уимблдон» состоялся первый международный матч между сборными Англии и Австралии: в присутствии 30 тысяч зрителей победили родоначальники спидвея — 35:17.

В 1929 году спидвей перебрался и на европейский континент. Было построено два трека в Испании: в Мадриде и Барселоне. В 1929 году состоялся и первый розыгрыш знаменитого «Золотого шлема Чехословакии». В 1930 году спидвей дебютировал в Польше, а в 1932 году — в Германии и Австрии. Первая же попытка организовать соревнования по спидвею в Швеции, предпринятая в 1934 году, окончилась неудачей: вскоре после дебюта появилось распоряжение властей о запрете гонок, как чересчур опасных…

Немалую лепту в распространение спидвея в Англии, да и в мире в целом, внесла другая английская газета — «Стар», по инициативе которой в 1929 году были организованы гонки на звание лучшего мотогонщика Британских островов по спидвею, ставших прообразом чемпионата мира. Так как класс австралийских и американских гонщиков, выступавших в то время в британских клубах, был намного выше их британских коллег, гонщики были разделены на две группы: заморскую и английскую. В первой победил австралиец Фрэнк Артур, который в финале выиграл у своего земляка Виктора Хэксли, а группе англичан — Ричард Флогли, опередивший в финале Джека Паркера. Уже на следующий год организаторы отказались от деления участников на группы, а в каждом заезде участвовало по три гонщика, вместо двух, что, бесспорно, сделало гонки более интересными. Этот чемпионат с каждым годом все совершенствуясь (так в 1933 году гонщики впервые стартовали с места) просуществовал до 1935 года включительно. Его последним победителем стал англичанин Фрэнк Чарльз, завоевавший звание чемпиона в соревнованиях, разыгранных по новой формуле: 24 гонщика выступало в четырех отборочных гонках, из них в финал, который состоялся на знаменитом стадионе «Уэмбли», вошло 16. Каждый из этих спортсменов выступал по пять раз. Наконец, в 1936 году ФИКМ (Международная федерация мотоциклетных клубов), предшественником нынешнего ФИМ (Международной федерации мотоспорта), почти по тому же принципу, что и предыдущие чемпионаты газеты «Стар», был проведен первый официальный чемпионат мира (дело в том, что в 1931—1934 годах Французская мотоциклетная федерация в Париже на стадионе «Буффало» проводила соревнования, которые организаторы без согласия ФИКМ называли «чемпионатами мира»), с той лишь разницей, что были введены дополнительные очки, которые начислялись гонщикам за результаты, показанные ими в отборочных гонках. В первом личном чемпионате мира участвовали 63 гонщика: 35 англичан, 11 австралийцев, по три представителя Дании и США, по два — Испании, Румынии, Германии и Швеции, по одному — ЮАР, Канады и Новой Зеландии. В финал же, который состоялся 10 сентября на «Уэмбли», попали десять англичан, четыре австралийца, два американца и датчанин Мориан Хансен. Благодаря дополнительным очкам, первым чемпионом мира стал не австралиец Блю Уилкинсон, выигравший все пять заездов, а его соотечественник Лайонел ван Прааг, набравший в финале 14 очков, но имевший после отборочных соревнований на два очка больше, чем Уилкинсон.


Спидвей в нашей стране
Хотя еще в середине 30-х годов на московском стадионе «Динамо» во время проведения физкультурного праздника были проведены показательные заезды, во время которых специально привезенный в Москву англичанин ошеломил зрителей необычным способом прохождения поворотов гаревого кольца на невероятной скорости, датой рождения спидвея в странах бывшего Советского Союза считается 10 июня 1958 года, когда на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В.И. Ленина в Лужниках были проведены первые в нашей стране соревнования. Инициатором их проведения был Владимир Иванович Карнеев, сумевший заразить своей идеей тогдашнего руководителя Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР П. Килимиченко. Были закуплены специальные мотоциклы — чехословацкие «Эсо» (ныне «ЯВА») и польские «ФИСы». Одновременно были подобраны и гонщики. Предпочтение отдавалось тем, кто успешно осваивал возрождавшийся в те годы ипподром.
Наконец, после нескольких тренировок.ю во время которых гонщики постигли азы спидвея, в прессе было объявлено о проведении «первых в СССР мотогонок по гаревой дорожке» на приз Центрального стадиона имени В.И. Ленина. И вот 10 июня 1958 года главный судья Г. Черкасский дал старт советскому спидвею. Первыми на гаревое кольцо скорости вышли Леонид Диоминский (Минск), Эдвид Крузе (Рига), Борис Самородов (Уфа) и Виктор Симонов (Московская область). Этот исторический заезд советского спидвея выиграл мало кому тогда известный уфимец Борис Самородов. Всего же соревнования продолжались три дня — 10, 11 и 12 июня. Состоялось 63 заезда (каждый день по 20 основных заездов и одному финальному — победителя дня определял заезд четырех лучших гонщиков). Очки начислялись по системе 4—3—2—1. Борис Самородов выиграл соревнования 10 и 12 июня, Виктор Кузнецов — 11-го. По сумме же очков всех трех этапов обладателем приза Центрального стадиона имени В.И. Ленина и победителем первых в СССР соревнований по спидвею стал москвич Виктор Кузнецов.

Соревнования на приз центрального стадиона имени В.И. Ленина
10—12.06.1958 г. Москва
Победитель и призёры этого соревнования:
1 Виктор Кузнецов (Москва)
2 Борис Самородов (Уфа)
3 Андрей Дежинов (Ленинград)
Менее чем через два месяца на Большой спортивной арене в Лужниках состоялись новые гонки. Большой приз Центрального стадиона имени В.И. Ленина (1—2 августа) выиграл Борис Самородов, опередив в финале победителя первых соревнований москвича Виктора Кузнецова и двух рижан — Эдмунда Крузе и Эгилса Янсона. Борис Самородов выиграл и Приз Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР (3 августа), победив в финальном заезде своего земляка Николая Чернова, а также Эгилса Янсона и Виктора Кузнецова.

На следующий год впервые была создана сборная СССР по спидвею. Сборы и контрольные соревнования прошли в апреле на Центральном стадионе в Одессе. И двадцати гонщиков шесть было отобрано для участия в международных гонках в Чехословакии. В первую группу, которая направлялась в Брно и Градец Кралове, вошли Виктор Кузнецов, Эгилс Янсон и Фарит Шайнуров (Уфа), во вторую (Копрживнице) — Георгий Плешаков, Андрей Дежинов и Виктор Тягутенко (Рига). Лучшего результата среди гонщиков обеих групп добился Андрей Дежинов, занявший в одной из гонок 8-е место. Герои московских гонок 1958 года Борис Самородов и Николай Чернов не смогли представлять нашу страну, поскольку получили травмы во время контрольных заездов в Одессе.

В июле 1959 года в Ровно открылся первый в нашей стране мототрек. В Уфе для нужд спидвея был переоборудован стадион «Динамо», где 27—28 июня состоялись первые в нашей стране международные соревнования — Польша—СССР. Победили опытные поляки: в первый день — Станислав Кемпа, во второй — Роберт Свитала. Одессит Леонид Дробязко, узнавший спидвей лишь весной, показал лучший результат среди советских гонщиков, заняв 3-е место. 26—27 сентября 1959 года на уфимском стадионе «Динамо» был проведен первый чемпионат СССР по спидвею. В полуфиналах, проходивших в первые два дня, приняли участие 32 гонщика. Их победителями стали одессит Леонид Дробязко и уфимец Игорь Плеханов (впервые, кстати, познавший «вкус спидвея» лишь летом этого года), выигравшие все свои заезды. В финале Игорь Плеханов снова оказался непобедимым — 20 очков из 20-и возможных. Однако, по регламенту чемпионата, медали должны были разыгрываться в заключительном заезде четырех сильнейших гонщиков. В нем после долгой и упорной борьбы победил Фарит Шайнуров, имевший после основных заездов 18 очков. Через год Игорь Плеханов смог доказать, что лучший в стране именно он — убедительно выиграв чемпионат СССР и первый чемпионат России. Более того, первым среди советских гонщиков он стал победителем международных соревнований (4—5 июля 1960 г. в Ровно).

Дебют советского спидвея в чемпионатах мира состоялся в 1961 году. В отборочном соревновании сборная СССР заняла второе место и, хотя в финал не попала, заставила зарубежных специалистов говорить о себе с уважением. Зато в личном первенстве, к которому было допущено всего три советских гонщика (Игорь Плеханов, Фарит Шайнуров Борис Самородов, вернувшийся на кольцо скорости после тяжелой травмы), успех был уникальным. С первой же попытки Игорь Плеханов, два года назад не знавший, что такое спидвей, попал в финал чемпионата мира, а в Европейском финале уступил только шведам Ове Фундину и Бъ¦рну Кнутссону.

Еще шире стала география советского спидвея в 1962 году, когда впервые состоялся лично-командный чемпионат СССР, участвовало в котором 16 команд из 10 городов — Владивостока, Краснодара, Ленинграда, Львова, Майкопа, Минска, Москвы, Ровно, Таллина и Уфы. После чего можно было смело утверждать, что спидвей в нашей стране получил широкое признание.

Добавить комментарий