Среди отечественных мотоциклов среднего класса лидером являлась серия «ИЖ Юпитер».
Особенностью этих мотоциклов являлся двухцилиндровый мотор, что обеспечивало некоторое преимущество перед другим мотоциклом Ижевского машиностроительным заводом – «ИЖ Планета».
Серийно «ИЖ Юпитер» начал производиться с 1961 года, данная серия включала пять поколений и производилась она до 2008 года.
Сейчас же рассмотрим модель третьего поколения «ИЖ Юпитер 3».
Выбрали эту модель неслучайно, поскольку в свое время на эти мотоциклы стали устанавливать совершенно переработанные моторы, у которых значительно возросла мощность по сравнению с предшественниками, поэтому «ИЖ Юпитер 3» уже являлся первой моделью новой генерации мотоциклов.
Следует указать и то, что этот мотоцикл производился очень длительное время – 10 лет (с 1971 по 1981 года) и по данному показателю его превосходит только «ИЖ-Юпитер 5».
Итак, впервые показан был этот мотоцикл в 1971 году.
Производился он в двух версиях – «ИЖ Юпитер 3» и «ИЖ Юпитер 3К».
Отличались они тем, что «3К» дополнительно оснащался боковой коляской, но она имела возможность отсоединятся от мотоцикла.
На то время «Юпитер 3» обладал современной внешностью и был хорошо сделан, хотя за основу и был взят предшественник. Все элементы мотоцикла крепились к трубчатой раме.
Чтобы увеличить комфортабельность, увеличили ход передней подвески и сделали более мягкими задние амортизаторы.
Изменили форму бака, он перестал быть каплевидным. А вот передняя фара не изменилась, в корпусе ее продолжал размещаться спидометр, замок зажигания и контрольные лампы.
Сиденье – нераздельное, двухместное. К корпусу сиденья снизу крепилось заднее крыло с размещенным на нем стоп-сигналом, поворотниками и номерной площадкой.
Поворотники на семействе «ИЖ Юпитер» начали ставиться именно с третьей модели.
Под сиденьем с обоих боков мотоцикла размещались бардачки, левый был предназначен для установки АКБ, а правый – для хранения ключей.
Двигатель располагался под баком, что обеспечивало поступление топлива в карбюратор самотеком. Чтобы не происходило самопроизвольного вытекания бензина, на баку размещался краник.
Цилиндры имели рядное расположение. При проектировании нового двигателя для этого мотоцикла пересмотрели положение ребер цилиндров, что в дальнейшем обеспечило лучшее их охлаждение.
От каждого из цилиндров выходило по одному колену, к которым прикручивались две выхлопные трубы, закрепленные по бокам мотоцикла под подножками.
Система питания состояла из одного карбюратора, расположенного за цилиндрами и соединенная с ними патрубком с двойным выходом. В базе к мотоциклу шли защитные крышки, прикрывающие карбюратор.
За счет переработки мотора конструкторам удалось увеличить его мощность на 6 л.с., что сказалось на скорости движения, она возросла до отметки в 120 км/ч.
Коробка передач была выполнена заодно с мотором. Крутящий момент передавался посредством многодискового сцепления. Привод на заднее колесо осуществлялся цепью.
Задняя приводная звездочка располагалась в алюминиевом корпусе.
Передняя подвеска была выполнена в виде телескопической вилки, а задняя подвеска была маятниковой с двумя амортизаторами.
Тормоза на обоих колесах – барабанные с механическим приводом.
В свое время этому мотоциклу был присвоен Государственный знак качества, поскольку он был надежен, легко ремонтируем, обладал легким пуском, по сравнению с «ИЖ Планета».
Единственным слабым местом у него являлась контактная система зажигания. Она практически состояла из двух контактных систем, по одной на каждый цилиндр.
Это сказывалось на удобстве установки зажигания, трудно было добиться одинакового угла опережения на цилиндрах.
Хоть производство «Юпитер 3» давно закончено, его еще можно приобрести, но только на вторичном рынке и часто уже несколько переделанным.
Дополнительно можно отметить, что этот мотоцикл может служить хорошим началом для любителей переделок и тюнинга.
Стоит этот мотоцикл очень дешево, предлагается он на вторичном рынке по цене от 7 до 19 тыс. руб.
ИЖ Юпитер 3 — это советский дорожный мотоцикл, среднего класса. Конструкторы отлично поработали над его соданием, в результате у них получился удобный, надёжный и простой в эксплуатации мотоцикл.