Что такое контрруление

Свешивая тело, мы меняем центр тяжести, и мотоцикл начинает тащить в нужный нам “поворот”.

Когда новичок первый раз садиться за руль мотоцикла, то у удивлением замечает, что в поворотах его вместе с байком тянет с дороги в ближайший кювет. Особенно это касается мотоциклистов, которое имели опыт управления автомобилем. Вроде как ты собираешься повернуть направо и руль тянешь на себя с правой стороны, а мотоцикл всё равно тащит прямо. Давайте разбираться. Если колесо от мотоцикла поставить на землю, то оно упадёт. Если его толкнуть, то оно покатиться и падать не будет. Остановилось – снова упало. Если мотоцикл будет стоять на месте, то без подножки завалится на бок. Если на нём поехать, то, под действием центробежной силы, он не упадёт. Центробежная сила всегда стремится выровнять движущийся объект. Простой пример. При трогании с места велосипед виляет из стороны в сторону, но стоит набрать скорость, как велик тут же выровняется.

Именно по этой причине при повороте на скорости мотоцикл будет стремиться ехать не в нужную вам сторону, а только прямо. Как же этого избежать? Есть два способа. Первый, применимый на малых скоростях – наклонять мотоцикл, свешивая тело справа или слева от него, в зависимости от того, куда вам нужно повернуть. Смещая центр тяжести и, одновременно потянув руль в ту сторону, которая вам нужна, мотоцикл наклониться и повернёт. Мы смещаем центр тяжести, тем самым давая возможность байку легче выполнить поворот. Именно поэтому даже тяжёлые байки с низким центром тяжести, несмотря на кажущуюся неуклюжесть, легко походят самые крутые виражи.

Но на средних и больших скоростях подобный трюк не сработает. Мотоцикл всё равно будет тащить прямо, а радиус поворота увеличится, и вы рискуете выехать на встречную полосу. Здесь на помощь придёт контрруление, к которому рано или поздно приходит любой начинающий райдер, как к самому эффективному способу поворота мотоцикла. Само слово “контрруление” дословно расшифровывается, как руление наоборот. Смысл простой – вам нужно повернуть направо и вы толкаете руль от себя правой рукой. На самом деле случай уникальный – для поворота на байке можно и потянуть руль на себя с правой стороны и толкнуть его от себя с правой стороны. В любой случае мотоцикл начнёт поворачивать. Но, с помощью контрруления мотоцикл повернёт намного эффективнее путём большого угла наклона в сторону поворота, быстрого смещения центра тяжести и за счёт скорости. При движении 20 км/ч эффективность контрруления падает кратно.

При контррулении вы кратковременно “роняете” мотоцикл в нужную вам сторону и он начинает “падать” в поворот. Выход из поворота осуществляется рулением в противоположную сторону. Всё просто. Если при контррулении райдер свесит тело в сторону поворота, то поворот мотоцикла будет ещё более эффекивным. Но тут есть риск упасть. Опытные байкеры чувствуют тот момент, когда заднее колесо начинает “срывать” с дорожного покрытия, и выравнивают мотоцикл. Особенно это опасно, если на асфальте рассыпан песок, или же холодно на улице и резина затвердела, я уже молчу про гололёд.

Добавить комментарий