В технологии кроссового мотоцикла с электродвигателем нет ничего нового. Она существует уже давно, но ни один производитель из страны восходящего солнца пока не заинтересовался выпуском таких машин. Хотя в этом году европейское подразделение Yamaha уже представила прототип электрического кроссового мотоцикла на базе YZ250F, и на данный момент он находится в разработке, но может быть готов уже к концу 2020 года.
Пока японцы думают, австрийский производитель еще в 2017 году на выставке EICMA объявил о своем намерении создать электро-мотоцикл на базе 50-кубовых бензиновых машин. В этом году он представил обновленную модель КТМ и совсем новую Husqvarna, и, хотя они пока рассчитаны на совсем юных гонщиков, может быть, в скором времени появятся и взрослые модели.
Как сказал президент KTM America Джон Хинц во время презентации KTM SX-E 5: «Мы хотим, чтобы дети вырастали на наших электрических мотоциклах». В этом году австрийский завод представил модели KTM SX-E 5 и Husqvarna EE 5 2021 года для юных гонщиков и планирует развивать это направление и дальше. Владелец KTM и Husqvarna Стефан Пирер верит в будущее кроссовых машин с электродвигателем и видит их потенциал.
Поскольку в Европе тесты на выбросы с каждым днем ужесточают все больше, производителям машин с бензиновым двигателем приходится искать новые решения. В нашем сегодняшнем материале мы посмотрим на особенности новых электро-моделей австрийского производителя и протестируем их.
Husqvarna EE 5
Новая модель Husqvarna EE 5 – это первый шаг Husqvarna Motorcycles к мотоциклам с электродвигателем, основанный на богатой истории бренда в мотокроссе в сочетании с современными новаторскими технологиями. Оснащенный регулируемым электродвигателем, способным конкурировать с аналогами, работающими на топливе, он идеально подходит для юных гонщиков и новичков. EE 5 также полностью адаптируется и регулируется по высоте. Кроме того, низкий уровень шума и нулевые выбросы углерода делают EE 5 более доступным для молодых гонщиков и более приемлемым в регионах, где уровень шума ограничен законом.
Двигатель
Электродвигатель, установленный на EE 5, отличается усовершенствованной конструкцией и превосходной надежностью, как и его 2-тактный 50-кубовый аналог. Двигатель с постоянным магнитом и воздушным охлаждением отличается чрезвычайно компактной и тонкой конструкцией, которая хорошо подходит для небольших шасси. Электродвигатель также имеет воздушное охлаждение, водо- и пыленепроницаемый, что делает его практически необслуживаемым. Наконец, интегрированный блок управления (ECU) гарантирует прямую, но очень контролируемую и бесшумную подачу мощности в любых условиях.
Электродвигатель питается от 84 современных литий-ионных элементов, установленных в прочном литом алюминиевом корпусе. Это составляет 907 Втч накопленной энергии, что дает EE 5 до двух часов спокойной езды или 25 минут на полной мощности. Интегрированная система управления аккумулятором (BMS) дополнительно обеспечивает безопасность и долговечность аккумуляторного блока.
Внешнее зарядное устройство мощностью до 900 Вт, подключается непосредственно к аккумуляторной батарее. Быстрая зарядка 45 минут (80%) или 70 минут (100%) означает больше времени в седле и меньше времени в ожидании.
Многофункциональный прибор и дисплей расположены между рулевой колонкой и сиденьем, чтобы пользователи могли сразу получить всю необходимую информацию. Пользователь может выбрать 6 различных режимов езды с разными характеристиками мощности, подходящих от новичков до опытных гонщиков. Кроме того, на дисплее отображается и оставшийся заряд батареи.
Подвеска
EE 5 оснащен подвеской премиум-класса, что делает его замечательным мини-мотоциклом. Революционная легкая 35 мм передняя вилка WP XACT обеспечивает исключительную амортизацию и комфорт. Благодаря ходу в 205 мм воздушный блок в левом пере вилки можно легко отрегулировать с помощью воздушного насоса в зависимости от предпочтений гонщика, веса или состояния трассы.
Рама
Рама из высокопрочной хромомолибденовой стали адаптирована для размещения электрической трансмиссии и объединяет тщательно рассчитанные параметры продольного изгиба и жесткости на кручение для улучшения управляемости и функциональности подвески. Она гарантирует легкое управление, точное прохождение поворотов, а также исключительную устойчивость.
Безопасность
В случае падения, модель оснащена датчиком опрокидывания, который отключает питание. Шнурок на запястье работает как страховочный вариант в случае неконтролируемого развития событий. Кроме того, все режимы езды можно сохранить или «заблокировать» с помощью ключа, расположенного под сиденьем. Что предотвращает непреднамеренное включение более мощных режимов езды.
В дополнении можно отметить, что модель EE 5 оснащена легкими черными анодированными алюминиевыми дисками, шинами MAXXIS, тормозными суппортами с гидравлическим приводом и волнообразными передними и задними тормозными дисками.
Также, чтобы удовлетворить потребности гонщиков меньшего роста, EE 5 оснащен регулируемой высотой сиденья. Стандартное сиденье высотой 665 мм может быть быстро и легко понижено до 615 мм в два этапа. В качестве альтернативы в каталоге аксессуаров доступен дополнительный комплект для снижения подвески, который может снизить высоту сиденья еще до 550 мм, чтобы удовлетворить потребности самых маленьких гонщиков.
Конический руль NEKEN, обеспечивающий устойчивость и безопасность, входит в стандартную комплектацию. Благодаря конусному диаметру от 28 до 22 мм на изгибах и 18 мм в зоне захвата, что снижает утомляемость.
KTM SX-E 5
Недавно разработанный KTM SX-E 5 – следующий шаг в инновационной линейке KTM, сочетающий в себе лучшие в своем классе знания в области молодежного мотоспорта с многолетними разработками в электронном секторе, основан на невероятно популярном 2-тактном KTM 50 SX с высококлассным шасси, приводимым в действие электродвигателем. Миссия производителя ясна: создать конкурентную машину, на которой будет легко ездить даже новичкам.
KTM SX-E 5 отличается отсутствием выбросов, низким уровнем шума и минимальным обслуживанием, что делает его идеальным для молодежи, желающей сделать первый шаг в мир мотокросса, а благодаря динамичному дизайну с регулируемой высотой сиденья, он идеально подходит для растущего гонщика.
Обновленная модель 2021 года оснащена высококачественными компонентами, которые значительно отличают ее от многих электрических мини-мотоциклов, представленных на рынке.
Двигатель
Двигатель с постоянными магнитами отличается чрезвычайно компактной конструкцией. Он имеет воздушное охлаждение, а благодаря пыле и влагонепроницаемой конструкции он не изнашивается и не требует обслуживания. Встроенный блок электроники гарантирует прямую, но контролируемую подачу мощности.
Используя многофункциональный прибор, расположенный между сиденьем и рулевой колонкой, можно выбирать между шестью различными режимами. Каждый режим предлагает различные характеристики мощности, подходящие как для начинающих, так и для более опытных молодых гонщиков. На этом приборе также отображается заряд аккумулятора.
Что касается аккумулятора, то модель оснащена 84 ионно-литиевыми элементами в алюминиевом корпусе, который установлен прямо над электродвигателем. Накопленной энергии (907 Вт/ч) хватает примерно на два часа езды новичку и на 25 минут для самых быстрых гонщиков, в зависимости от условий и трассы.
Также стоит отметить, что SX-E 5 оснащен датчиком опрокидывания, который отключает питание в случае падения (ключ на запястье останавливает двигатель). Для дополнительных мер безопасности режимы езды можно заблокировать – это не позволяет менее опытным гонщикам самостоятельно переходить на более мощные режимы езды.
Подвеска
Модель оснащена современной полностью регулируемой пневматической вилкой WP XACT с диаметром трубы 35мм и ходом 205мм. Одним важным преимуществом для юных гонщиков является то, что пневматическая пружина, установленная в левом пере вилки, может быть идеально адаптирована к весу гонщика с помощью воздушного насоса.
Задний амортизатор с ходом 185 мм, полностью регулируемый, это означает, что вы можете идеально настроить демпфирование в соответствии с предпочтениями гонщика и условиями трассы.
Эргономика и комфорт
На модели установлен конический руль Neken, который сужается в центральной части от 28 мм до 22 мм (в изгибах) и до 18мм в области грипс. Это позволяет установить более тонкие грипсы ODI, специально разработанные для этой модели.
Высоту сиденья можно регулировать на нескольких уровнях. В стандарте высота сиденья 665 мм и ее легко уменьшить до 615мм в два этапа. Кроме того, с помощью комплекта для занижения подвески из каталога аксессуаров, узлы подвески можно дополнительно опустить до минимальной высоты сиденья 560мм, что отлично подойдет для самых маленьких гонщиков в возрасте 4 лет и даже младше.
Как и на «взрослых» моделях, SX-E 5, имеет сверхлегкие черные обода, обеспечивающие высочайшую прочность и безопастность. Также модель имеет яркую графику, которая наносится методом литья под давлением для максимальной прочности. Вес модели 40,5 кг, что, по словам производителя аналогично бензиновому 50SX.
Тест
Двухтактный KTM 50SX – отличная машина для начинающих, когда речь идет о мощности и производительности. Эти мини-мотоциклы очень популярны и на них завоеваны многочисленные титулы на любительских соревнованиях в Европе и США. По правде говоря, KTM 50SX и электрическая модель SX-E 5 очень похожи. Они обе основаны на одинаковых размерах шасси и подвески. Единственное очевидное различие заключается в выработки электроэнергии двигателя SX-E 5.
Вам, вероятно, интересно узнать, будет ли у электрических мотоциклов свой класс? Например, организаторы национального любительского чемпионата в Лоретта Линн исключили класс Special Limited 50 и добавили класс Mini-E (от 4 до 6 лет). Но, чтобы электро-мотоцикл соответствовал этому классу, энергия аккумулятора должна быть ограничена до 1 кВт-ч. Велосипед должен иметь максимальную колесную базу 104 см, максимальный размер колеса 30,5 см, высоту сиденья 63,5 см и использовать оригинальные детали.
Новый электро-мотоцикл CX-E5 от Cobra будет выпущен в 2021 году
Стоит отметить, что у австрийцев в США уже скоро появится конкурент в лице Cobra CX-Е5, который дебютировал в 2019 году на выставке AIM Expo в Колумбусе, штат Огайо. Это первый аккумуляторный электрический мотоцикл компании, и он предназначен для участия в будущих молодежных классах Electric Limited в соревнованиях AMA.
На наш взгляд Cobra выглядит намного привлекательней, чем KTM и Husky
Этот мощный мини-мотоцикл основан на базе модели с бензиновым двигателем Cobra CX50, имеет быстросменный аккумулятор и несколько режимов работы, поэтому родители могут измерять производительность в соответствии с уровнем квалификации. Как ожидается модель дебютирует уже в будущем, 2021 году.
Как сказал Шон Хилберт, президент Cobra. «Мы никогда не собираемся отклоняться от нашей основной миссии по производству бензиновых кроссовых мотоциклов для молодежи, но мы также сосредоточили свое внимание на новейших технологиях, которые помогут определить наш развивающийся рынок в будущем».
KTM SX-E 5 2020 года продается по цене 5049 долларов, и мы понимаем, что это дорого. Но как говорят в KTM: год езды и гонок на SX-E 5 будет обходится дешевле, чем двухтактный KTM 50 SX за 4349 долларов
Ну, а мы вернемся к KTM и Husky. Что мы о них действительно думаем? В двух словах – они великолепны, но стоят на 700 долларов больше, чем двухтактный KTM 50SX за 5049 долларов. Конечно у мотоцикла с электродвигателем есть проблемы, о которых мы поговорим позже, но самое большое преимущество электрических мини-мотоциклов заключается в том, что они дают детям больше мест для катания из-за отсутствия шума.
Какой недостаток? Мы поместили мотоциклы в Dyno-стенд, чтобы сравнить мощность с KTM 50SX. В плане лошадиных сил электродвигатель проигрывает бензиновому. KTM 50SX выдал 12 л.с, а SX-E 5 и EE 5 – по 6 л.с. Это на 50 процентов меньше мощности. Поскольку у электро-мотоцикла нет свечи зажигания, мы не смогли получить значения крутящего момента. Переход от стандартной звезды на 46 зубьев, на звезду с 50 зубьями (которая является самой большой, и подходит без изменения направляющей цепи) значительно повышает общую мощность. Единственное в чем нет сомнений, это то, что SX-E 5 и EE 5 производят значительно больший крутящий момент, чем KTM 50SX и вы можете почувствовать это на трассе.
Однако преимущество в крутящем моменте не компенсирует недостаток мощности по сравнению с KTM 50SX. Поэтому, если ваш ребенок серьезный гонщик, то ему больше подойдет KTM 50SX. Ну, а если ваш ребенок делает первые шаги в мотокроссе, ездит во дворе дома или планирует участвовать в гонках в классе «Электро», то мотоцикл с электродвигателем, будет лучшим выбором.
Значительным преимуществом электро-мотоциклов является простота использования и меньшее страхование молодежи. 50 SХ – это мотоцикл с кикстартером, и это может быть проблемой, особенно в случае падения и, как следствие, заливки карбюратора. «Электричка» работает тихо и не издает звука. Если гонщик упадет, двигатель отключается, а для того, чтобы снова начать движение, требуется простой сброс. Ремешок на запястье также действует как аварийный выключатель
Как мы писали выше, двигатель питается от аккумулятора KTM Powerpack LV 0.9 с 84 литий-ионными элементами. Батарею мы разряжали несколько раз, и ее хватило примерно на 22-25 минут езды. Каждая трасса, на которой мы проводили тестирование, была от твердого до среднего уровня. Чем медленнее гонщик, тем дольше продолжительность жизни аккумулятора. За 52 минуты аккумулятор может полностью разряжаться до 75%. Для полной зарядки потребуется еще 25 минут.
Хотя KTM не рекламирует замену батарей на трассе, нам сказали, что для ее замены требуется всего 10-15 минут. Также производитель говорит, что мотоцикл можно заряжать от генератора прямо на трассе. Но если SX-E 5 используется для эндуро или дальних «покатушек», то можно купить запасной аккумулятор, положить в рюкзак и этим удвоить запас хода. Однако, батарея, не из дешевых, ее розничная цена составляет 850 долларов.
Порт на левой стороне батарейного отсека для подключения зарядного устройства
Единственное, что нам не понравилось – это время, необходимое для зарядки аккумулятора. Когда наша батарея разрядилась, ее полная зарядка заняла 1 час 45 минут. Наши быстрые тест-пилоты использовали заряд батареи, менее чем за 30 минут, в то время как наши более медленные могли ездить как минимум час.
Даже если вы покупаете дополнительную батарею, ее необходимо заряжать, пока она находится в мотоцикле, а значит, вам все равно придется ждать. А вынуть аккумулятор из SX-E 5 или Husky EE 5 – очень непростая задача.
Задний амортизатор имеет две точки крепления для поднятия или опускания задней части мотоцикла
Тестируемый нами KTM SX-E 5 поставлялся с опциональным комплектом для снятия вилки и амортизатора за 150 долларов, что позволило снизить высоту сиденья еще на 10 см. Это делает SX-E 5 того же размера, что и KTM 50SX Mini, который продается за 3849 долларов. Таким образом, когда ваш ребенок вырастает, вместо того, чтобы «выкидывать» деньги на новую модель, вы можете просто поднять мотоцикл на несколько сантиметров, чтобы приспособиться к его росту.
Еще одна уникальная настраиваемая функция, которая нам понравилась, – это шесть различных режимов мощности. Первый режим – легкая «ходьба». Каждый режим увеличивает мощность, за исключением режимов 5 и 6. Эти два режима выдают одинаковую пиковую мощность, но режим 6, как и 3, имеет функцию рекуперативного торможения, которая заряжает батарею, когда мотоцикл катится вниз по склону или свободно движется с выключенным дросселем. Ну, а если вы беспокоитесь о ребенке, который еще не так опытен, то это не проблема. Под сиденьем находится магнитный язычок, который можно отцепить, чтобы зафиксировать уровень мощности.
Электро-модели делают все, что вы ожидаете от кроссовой машины. Они хорошо прыгают, поворачивают, обладают хорошей эргономикой и дают чувство уверенности юным гонщикам
Нашим тестерам больше понравилась мощность электродвигателя, чем у бензиновой машины и относительная тишина. В отличие от взрослых, у которых на протяжении жизни развиваются предрассудки, дети просто садятся на SX-E 5 или Husqvarna EE 5 и прекрасно проводят время. Каждый из тест-пилотов говорил нам, что на них чувствует себя быстрее. Электро-модели делают все, что вы ожидаете от кроссовой машины: они хорошо прыгают, поворачивают, обладают хорошей эргономикой и дают чувство уверенности юным гонщикам. Каждому из наших тестеров понравилась легкость, но они жаловались, когда им приходилось ждать, пока двигатель зарядится.
Подводим итог
В целом, мы считаем, что KTM и Husqvarna проделали хорошую работу, проложив путь к будущему кроссовых машин с электродвигателем. Конечно, их модели не идеальны, но и неплохи для начала пути в мотокроссе 4-х летнего ребенка.
Мы полагаем, что в будущем технологии в этом направлении будут продолжать развиваться, и в итоге стоимость таких машин станет намного меньше. Учитывая все вышесказанное, а также новый класс на ключевых любительских соревнованиях, было бы логично предположить, что это начало конца традиционных бензиновых двигателей австрийского производителя.
Но в КТМ утверждают, что это определенно не так. «Мы не пытаемся убрать с рынка все наши двигатели внутреннего сгорания и заменить все электрическими мотоциклами. Но смотрим на это как на важную часть будущего мотоциклетной индустрии и хотим стать лидером в области технологий и развития».